Ультразвуковые преобразователи
Ультразвуковой контроль, или же ультразвуковая дефектоскопия – полезнейшее изобретение двадцатого века. Впервые термин был применен в 1928 году, и вот уже почти сто лет метод неразрушающего контроля при помощи ультразвука остается действенным, эффективным, и более безопасным, нежели, например, рентгеноскопия. Плюсами метода является то, что объект исследования не подвергается воздействию, которое приводит к разрушению его структуры, более того, современные у/з дефектоскопы весьма мобильны, и позволяют оперативно проводить исследования. Кроме того, одним из существенных преимущество ультразвука является то, что он позволяет изучить и рассмотреть не только металлы, но и изделия из других материалов, которые зачастую так же нуждаются в контроле неразрушающими методами.
Метод неразрушающего у/з контроля применяется широко, но наиболее распространенной областью использования является проверка сварных швов. Ультразвуковой контроль применяется в таких важных процессах, как проверка железных дорог и авиалайнеров – от качества и надежности метода исследования здесь зависят человеческие жизни.
Особенности ультразвуковых преобразователей
Важнейшим элементом дефектоскопа можно без колебаний назвать ультразвуковой преобразователь – благодаря этому элементу и становится возможным проводить неразрушающий контроль. В основном тут применяются пьезоэлектрические элементы, которые распространены, к слову, повсеместно – от зажигалок до высокотехнологичных приборов.
Опуская технические детали, весьма специфические, основные элементы ультразвукового преобразователя – это излучатель, электрод, пьезокерамическая составляющая и отражатель.
Современные технологии позволяют использовать дефектоскопы совместно с компьютером, что обеспечивает построение трехмерной картинки, на которой можно рассмотреть области с дефектами – а это могут быть различного рода и происхождения трещины, полости, вкрапления газа и тому подобные недопустимые в составе однородного изделия дефекты.
Например, при помощи ультразвука можно вовремя обнаружить даже микротрещины в фюзеляже авиалайнера – а такие трещины могут запросто привести к авиакатастрофе с многочисленными человеческими жертвами. Помогают дефектоскопы и в обнаружении всяческих недостатков в изготовленных и уложенных рельсах – волосовины, трещины, все это, в конечном итоге, может быть причиной тяжелой аварии, вплоть до схода состава с рельсов.