Для дополнительного насыщения очищенных сточных вод кислородом перед выпуском их в водоем предусматривают специальные устройства: при наличии свободного перепада уровней между площадкой очистных сооружений и горизонтом воды в водном объекте — многоступенчатые водосливы-аэраторы, быстротоки и др., в остальных случаях — барботажные сооружения.
При проектировании водосливов-аэраторов принимают водосливные отверстия в виде тонкой зубчатой стенки с зубчатым щитом над ней (зубья стенки и щита обращены один к другому остриями); высоту зубьев -50 мм, угол при вершине — 90°; высоту отверстия между остриями зубьев -50 мм; длину колодца нижнего бьефа — 4 м, глубину — 0,8 м; удельный расход воды — 120-160 л/с на 1 м длины водослива; напор воды на водосливе , м (от середины зубчатого отверстия), определяют по формуле
где — удельный расход сточных вод, м3/м ч.
Число ступеней водосливов-аэраторов и величина перепада уровней на каждой ступени, необходимые для обеспечения потребной концентрации кислорода , мг/л, в сточной воде на выпуске в водоем, определяются последовательным подбором.
При проектировании барботажных сооружений принимают: число ступеней — 3-4; аэраторы — мелкопузырчатые или среднепузырчатые; расположение аэраторов — равномерное по дну сооружения; интенсивность аэрации — не более 100 м3 / (м2∙ч).
Для северных городов России при крутом рельефе на выпуске очищенных сточных вод в водоем рекомендуются каскадные аэрационные перепады с фильтрующей загрузкой. Каскадный аэрационный перепад представляет собой систему водосливов-аэраторов, в которой после каждого водослива расположены водоворотная зона и зона фильтрации. В фильтрующей загрузке образуется биологическая пленка, на которой происходит сорбция органических загрязнений и их окисление.
Воронов Ю.В., Яковлев С.В. «Водоотведение и очистка сточных вод»
Не уверен по поводу пункта «удельный расход сточных вод, м3/м ч.». Возможно в знаменателе «м ч» необходимо заменить на «м2 ч», но в учебнике указан первый вариант
учебник не всегда прав он с ошибками сколько раз замечали(сами учимся по нему) ,посмотрите в другой литературе,пусть даж будет старее -неважно ,но надежнее