Саморегулирование в области строительства сделало свои первые шаги еще летом 2008 года, когда в Градостроительный кодекс РФ были внесены определенные изменения. Начиная с января 2010 года, вступление в СРО строительство стало обязательным для любой компании и индивидуального предпринимателя, осуществляющего строительство, инженерные изыскания либо подготовку проектной документации. В свою очередь СРО строителей, проектировщиков или инженерных изыскателей сливаются в профильные Национальные объединения, где решают различные общие вопросы и отстаивают свои позиции. Таким образом, можно утверждать, что институт саморегулирования в России в прошлом году отметил свой второй день рожденья, а это вполне достаточный срок для подведения первых итогов.
Итак, справились ли СРО строительных организаций с поставленными перед ними задачами? За два года удалось сделать довольно много. Во-первых, во всех СРО сформированы компенсационные фонды и организована система страхования гражданской ответственности. Во-вторых, каждое объединение строителей СРО проводит проверку своих участников на профпригодность. В-третьих, началась работа по разработке отраслевых технических регламентов. И, наконец, Национальные объединения СРО подняли вопрос о необходимости обновления нормативно-технической документации. Документы для вступления в СРО
Однако с другой стороны, не удалось избежать и некоторых проблем. В настоящее время практически все СРО строительных организаций заняты выдачей допусков к проведению работ, которые сменили действовавшие ранее лицензии. Конечно, это является прямой обязанностью любой СРО. Но выдача допусков сама по себе не может решить проблемы, связанные с государственными и муниципальными заказами, и не позволяет увеличить объем выполняемых работ. При стимулировании создания СРО строителей государство имело в виду, что они будут не просто осуществлять жесткий контроль своих участников, но и оказывать им помощь. К примеру, помогать принять объективное решение при вхождении в состав тендерных комиссий, активно участвовать в вопросах законотворчества, отстаивать интересы отрасли и т.д. Ведь идея саморегулирования в этом и заключается – участники отрасли сами должны решать все возникающие вопросы и, причем, делать это сообща. К сожалению, сейчас СРО и Национальные объединения часто сталкиваются с проблемой, когда их голос просто остается незамеченным.