При заданных (принятых) расчетных расходах диаметры линий водопроводной сети, активно участвующих в работе по транспортированию воды, должны обеспечить наилучшие экономические показатели системы. Обычно за обобщенный критерий экономичности системы принимают приведенные ежегодные затраты (капитальные и эксплуатационные затраты, приведенные к одному году работы системы).
Задача нахождения экономически наивыгоднейших диаметров труб кольцевой сети может быть решена в процессе полного технико-экономического расчета. Однако такой расчет представляет весьма трудоемкую задачу, поэтому в практике проектирования широко используют различные приближенные способы технико-экономического расчета кольцевых сетей.
Общее выражение экономически наивыгоднейшего диаметра участка кольцевой сети , имеет вид:
при квадратичном законе сопротивления ( = 2)
где Э — «экономический фактор», включающий экономические характеристики и показатели, а также некоторые гидравлические и режимные коэффициенты; Q — полный расход поды, подаваемой насосами и сеть ; — коэффициент, учитывающий роль участка и расходовании энергии на подачу поды; — расчетный расход рассматриваемого участка, принятый в соответствии с начальным потокораспредслением; — показатель степени; — показатели степени соответственно при диаметре и расходе и формулах потерь напора.
Величины при полном технико-экономическом расчете по методу Л. Ф. Мошнина находят путем увязки сети при пропуске через нее некоторого фиктивного расхода. Они являются частями этого фиктивного расхода, проходящими по участкам сети. Для транзитных магистралей ветчины будут иметь большие значения.
При приближенных расчетах величина , для отдельных участков линий сети может быть определена как часть общего расхода воды, передаваемого транзитными магистралями в основных направлениях движения воды в сети. Так, если на схемах рис. IV.2 провести условные сечения через основные транзитные магистрали, то для пересекаемых участков , где n — число пересекаемых магистралей.
На рис. IV.2,а величины представляют собой фиктивные расходы в пересекаемых участках при пропуске через сеть транзитом полного фиктивного расхода, принимаемого равным единице. В этой сети ни одно из сечений не проходит через перемычки и, следовательно, для них коэффициенты не вводятся.
Как уже указывалось, в подобной системе перемычки при нормальной работе сети не участвуют в транспортировании воды и не влияют на расход энергии. Диаметры их определяют по конструктивным соображениям (по условиям аварийной работы).
Следует отметить, что чем через большее число транзитных магистралей будут проведены сечения, тем они будут «надежнее», т. е. тем меньше будет влиять на подачу воды авария на какой-либо одной магистрали. Очевидно, что в рассматриваемой схеме наименее «надежными» будут сечения, ближайшие к точке подачи воды к сети от водопитателя, а также к конечной точке схода. Для магистралей, через которые проведены эти сечения, следует предусматривать определенное увеличение диаметра, чтобы при аварии на одной из них вторая могла обеспечить пропуск расчетного расхода. В рассматриваемом случае не учитывается влияние на величины отметок местности.
В сети, показанной на схеме рис. IV.2,б, основное направление движения воды обусловливает при обычной работе сети нагрузку всех ее линий — все они работают на транзитную подачу воды. Какое-либо различие между магистралями и перемычками здесь отсутствует. При аварии на одном из участков увеличивается нагрузка на другие (в основном ближайшие к выключаемому). Величины в этой схеме также могут быть определены путем проведения «поперечных» сечений сети (); при этом n (число пересекаемых линий) меняется в каждом сечении. В первом и последнем по ходу воды сечениях авария одного из двух пересекаемых участков значительно увеличивает нагрузку второго.
Несколько сложнее определить коэффициенты при схемах сети, подобных показанной на рис. IV.2,в, что обусловлено конфигурацией территории снабжаемого объекта и расположением точки подачи воды к сети от водопитателя. В представленной схеме сеть имеет две конечные точки схода потоков — полный фиктивный расход, подаваемый в точку питания сети, сбрасывается в виде двух фиктивных сбросов и в конечных точках схода, при этом 1. Здесь также должны быть намечены «поперечные» сечения транзитных магистралей и определены соответствующие значения (или ) для каждого сечения.
Величины , и могут быть назначены равными при равных пьезометрических отметках обеих конечных точек, при их одинаковой удаленности от начальной точки и при равенстве потоков и , направленных по каждому из двух основных путей движения воды в сети. Вместе с тем величина будет больше для той ветви, для которой значения величин или будут большими.
При полном технико-экономическом расчете сети величины и определяют путем последовательного приближения в процессе увязки сети по фиктивным расходам .
Соотношения между величинами и в зависимости от значений и могут быть получены (приближенно) для рассматриваемой сети на основании следующих соображений.
Из теории технико-экономического расчета следует, что
или
где и — заданные пьезометрические отметки в конечных точках линий; — фиктивные потери напора при пропуске по линии сети фиктивного расхода :
(здесь — расход; — длина линии); — величина, определяемая из выражения
где — коэффициент гидравлического сопротивления.
Показанная на рис. IV.4,а схема сети имеет два направления движения воды от точки подачи ее к конечным точкам. Принимая по одной линии в каждом направлении (рис. IV.4,б), будем иметь для первой и для второй ; в их конечных точках будут фиктивные сбросы и .
Разность пьезометрических отметок составит . Тогда
Все величины, кроме и , заданы; используя уравнение (IV.5) совместно с уравнением , можно путем подбора найти величины и .
Очевидно, сбросы будут больше в линиях, наиболее длинных, наиболее нагруженных или имеющих наибольшую пьезометрическую отметку в конечной точке.
Следует отметить, что назначение величин , определяется не только разностью требуемых пьезометрических отметок в точке питания сети и в конечных точках схода потоков, но и разностью требуемых пьезометрических отметок любых последовательно расположенных узлов сети. Если эта разность мала, т.е. располагаемый напор недостаточен для преодоления гидравлических сопротивлений на соответствующей цепи участков, их диаметры должны быть увеличены. Если разность отметок велика, то диаметры участков могут быть уменьшены. Таким образом, величины подлежат корректировке в соответствии с заданными пьезометрическими отметками характерных узлов сети.
Рассмотрим далее систему с двумя насосными станциями, подающими воду в сеть, не имеющую нефиксированных отборов, и с одной конечной точкой схода потоков (рис. IV.5). В узел А питания сети подается фиктивный расход, принимаемый равным 1, в узел Б — фиктивный расход (при условии, что )- Эти фиктивные расходы (подачи) распределяются по линиям сети в виде фиктивных расходов участков . В конечной точке схода потоков В сбрасывается фиктивный расход . При этом для приближенного назначения в различных сечениях баланс в узлах (разветвлениях) может и не соблюдаться. Подобным же образом могут быть назначены величины и при наличии в такой сети двух или более точек схода.
Нахождение наивыгоднейших диаметров в системах с контррезервуаром встречает определенные затруднения.
Экономически наивыгоднейшие диаметры, как уже было сказано, должны обеспечить наименьшие приведенные затраты, включая затраты на строительство системы и на ее эксплуатацию. Наибольшую часть затрат на эксплуатацию составляет стоимость электроэнергии, расходуемой на подачу воды. Следовательно, диаметр каждой линии, транспортирующей воду, в первую очередь диаметр всех транзитных магистралей должен быть выбран с учетом того, как он повлияет на общие затраты энергии в системе подачи воды.
В системах с одной насосной станцией, подающей воду непосредственно в сеть или через башню, расположенную в начале сети, в выражение экономически наивыгоднейшего диаметра входит расход на участке, проводящем его в принятый расчетный момент работы. Между тем этот расход колеблется в течение суток, сезонов и всего расчетного срока службы водопровода.
Таким образом, для определения диаметра, обеспечивающего наименьшие затраты, включая стоимость энергии за расчетный срок, необходимо учитывать колебания затрат энергии на подачу воды, связанные с изменением потерь напора и высоты подъема воды. Эти колебания учитывают коэффициентом неравномерности расходования энергии , который включают в величину экономического фактора Э.
Проведение полного технико-экономического расчета значительно увеличивает объем вычислений. Кроме того, точное определение коэффициентов не представляется возможным ввиду непрерывного изменения характера работы отдельных участков и, следовательно, полный технико-экономический расчет не гарантирует точного отражения действительного колебания затрат энергии на работу системы. В связи с этим закономерно использование приближенных методов расчета.
Для приближенного определения наивыгоднейших диаметров труб кольцевой сети по формуле (IV.2) расходы транзитных магистралей могут быть приняты по их нагрузке в часы наибольшего транзита воды в башню. Это дает достаточно близкие в обоих расчетных случаях расходы для участков, расположенных в районах, питающихся в основном от насосной станции. Расходы участков, примыкающих к башне, также не сильно различаются, хотя знак их меняется. Величины для группы параллельно работающих транзитных магистралей могут быть приняты по расчету также на случай максимального транзита воды в башню. Влияние аккумулирования энергии башней при этом не учитывается, что создает некоторый запас в назначенных диаметрах.
Диаметры малонагруженных участков, в основном перемычек, определяют по конструктивным соображениям без использования, следовательно, коэффициентов .
При расчете по приведенным выше формулам наивыгоднейших диаметров нередко получают и значения, отсутствующие в сортаменте данного типа труб. В этих случаях выбирают ближайший больший или меньший диаметр. При этом целесообразно пользоваться таблицами предельных экономических расходов, для которых данный стандартный диаметр будет наивыгоднейшим при определенных значениях экономического фактора Э. У соседних стандартных диаметров значения наибольшего экономического расхода для меньшего диаметра и наименьшего экономического расхода для большего диаметра совпадают.
Для пользования таблицей предельных экономических расходов необходимо предварительно вычислить «приведенные» расходы
или при зависимости, отличающейся от квадратичной,
где Э — экономический фактор, определенный для данного случая; Эт — экономический фактор, принятый по таблице предельных экономических расходов.
В СНиП II-31-74 предлагается вычислять расчетные расходы и, таким образом, диаметры участков, учитывая число обслуживаемых ими жителей. Из этого следует, что для отдельных участков сети должны приниматься различные коэффициенты неравномерности водопотребления, возрастающие с удалением участка от точки подачи воды к сети. При расчете необходимо учитывать места расположения водопитателей и напорно-регулирующих емкостей, расположение на территории объекта разнородных водопотребителей и различные режимы отбора ими воды из сети. Должна быть разработана методика определения числа жителей, снабжаемых отдельными участками кольцевой сети. Необходимо также экономически обосновать целесообразность повышения свободных напоров в конечных точках сети (а следовательно, и во всей сети города) вместо незначительного увеличения диаметров на конечных участках сети или использования местных подкачек.
Таким образом, определение диаметров с учетом экономических факторов и по конструктивным соображениям производят по основному расчетному случаю нормальной работы системы. Правильность выбора диаметров транзитных магистралей, а также назначения диаметров перемычек и малонагруженных линий проверяют путем проведения специальных поверочных расчетов для случаев работы системы при авариях на участках сети, а также при подаче пожарных расходов.
Журба М.Г., Соколов Л.И., Говорова Ж.М.
"Водоснабжение. Проектирование систем и сооружений"