Порядок определения сметных расценок на эксплуатацию строительных машин в краткой форме дан в приложении 3 к МДС 81—35.2004 и подробно изложен в МДС 81—3.99.
Сметная расценка устанавливается на 1 маш.-ч полезного среднесменного времени работы машин, которое включает время на:
• выполнение технологических операций;
• замену быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной (рабочей) оснастки;
• перемещение машин по фронту работ в пределах строительной площадки;
• технологические перерывы в процессе выполнения строительно-монтажных работ;
• подготовку машин к работе и их сдачу в конце смены или по окончании работ;
• ежесменное техническое обслуживание машин;
• регламентированные перерывы в работе машиниста (на отдых и личные надобности).
В состав сметной расценки на эксплуатацию машин Смаш.ч входят следующие элементы затрат (руб./маш.-ч):
где
А — амортизационные отчисления на полное восстановление машины (постоянные затраты);
Р — затраты на выполнение всех видов ремонта машин, их техническое обслуживание и диагностирование;
Б — затраты на замену быстроизнашивающихся частей;
3 — заработная плата машинистов;
Э — затраты на энергоносители;
С — затраты на смазочные материалы;
Г — затраты на гидравлическую жидкость;
П— затраты на перебазирование машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другой объект.
Амортизационные отчисления определяются как:
где
Вс — средняя восстановительная стоимость машин данной группы, определяемая на основе рыночных цен с учетом первоначальной доставки, руб.;
НА— норма амортизационных отчислений, принимаемая по единым нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. № 1072;
Т — годовой режим работы машин в часах, определяется по формуле:
365 — количество дней (суток) в году;
52 — количество недель в году;
2 — количество нерабочих дней в неделе;
Пд— количество праздничных дней в году;
М, Р, П — количество целодневных перерывов в работе соответственно по метеоусловиям, из-за нахождения машин в ремонте и перебазировке;
tсм— продолжительность рабочей смены, час;
Ксм — коэффициент сменности работы машин в течение года, смена/день.
Затраты на ремонт определяются в аналогичном порядке:
где
Нр — норма затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, принимается по рекомендациям МДС 81—3.99.
Затраты на замену быстроизнашивающихся частей рассчитываются по формуле:
где
Цб — цена быстроизнашивающихся частей, руб.;
Тр — нормативный ресурс быстроизнашивающихся частей, маш.-ч.
Расходы на энергоносители, смазочные материалы и гидравлическую жидкость определяются путем умножения действующих цен на нормы их расхода. Норма расхода принимается по соответствующим документам, паспортным данным или расчетным путем.
При определении затрат на перебазирование машин учитываются расстояние и способ транспортировки — своим ходом, на буксире, на трейлере (с демонтажем или без демонтажа машин), состав и характеристика транспортных средств и машин, применяемых на монтаже, демонтаже, погрузке и разгрузке, состав рабочих, выполняющих работы по перебазированию машин.
Для машин со сложными условиями транспортировки затраты на перебазирование в расценки не включаются и должны определяться отдельной позицией в смете на основе калькуляции.
Разработанная в соответствии с указаниями МДС 81—3.99 система сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин представлена в федеральных, территориальных и отраслевых сборниках.
Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств включает номенклатуру машин, применение которых предусмотрено государственными элементными сметными нормами на строительные, специальные строительные и монтажные работы. Сметные нормы и расценки, дифференцированные по типоразмерным группам, объединяются в 50 разделов, например, 01 — автоцементовозы, тракторы, прицепы тракторные; 02 — краны; 06 — экскаваторы; 07 — бульдозеры, скреперы и установка бульдозерные; 40 — автотранспортные средства; 50 — машины, применяемые на работах по созданию многолетних плодовых насаждений.
Сметные нормы и расценки имеют код ОКП и шестизначный отраслевой код: 2 первых знака обозначают код раздела, 3-й и 4-й знаки — код подраздела, 5-й и 6-й знаки — код типоразмерной группы машин.
Сборник федеральных сметных норм и расценок разработан по форме, раскрывающей состав затрат. Показатели, приведенные в виде дроби, содержат: в числителе сметную норму, в знаменателе — затраты в руб.
При получении электроэнергии от передвижных электростанций соответствующие корректировки приводятся в локальных сметах. Повышенный расход энергоресурсов строительных машин и автотранспорта в зимний период учитывается в нормах дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.
Во многих расценках сборника не учтены расходы на перебазировку строительных машин. В этом случае, а также если фактические расходы на эксплуатацию машин превышают нормативные более чем на 10%, дополнительные затраты, связанные с перебазированием машин, учитываются в локальной смете. Ниже приводится перечень машин, расходы на перебазировку которых следует определять в смете.
Перечень машин, затраты на перебазировку которых учитываются в сметах отдельной строкой:
• базы трубосварочные, полевые, полустационарные;
• бульдозеры мощностью двигателя 400 л. с. (294 кВт) и более;
• комплекты асфальто- и бетоноукладочные;
• конвейеры ленточные: забойные, передаточные, отвальные;
• копры универсальные;
• краны: башенные, консольно-шлюзовые, на гусеничном ходу, на пневмоколесном ходу, для возведения оболочек градирен;
• машины для тоннелепроходческих работ (щиты, щитовые механизированные комплексы, блоко- и тюбингоукладчики и др.);
• машины и оборудование для судовозных путей, слипов и стапелей;
• машины и оборудование для горно-вскрышных работ (большегрузные автомобили-самосвалы);
• отвало-образователи;
• перегружатели;
• подъемники грузовые и грузопассажирские; •скреперы колесные с ковшом вместимостью более 15м3;
• снаряды землесосные и гидромониторно-эжекторные;
• тепловозы;
• трубоукладчики грузоподъемностью 50 т и более;
• установки асфальтобетонные производительностью 50 т/ч и более;
• экскаваторы вскрышные электрические: карьерные, шагающие, роторные;
• электровозы.
Барановская Н.И.
"Основы сметного дела в строительстве"