2.3.1. Исходные данные
Здание отапливаемое, двухпролетное с пролетами L1 = 18 м и L2 = 24 м. Шаг колонн крайних рядов А и В — 6 м, среднего ряда Б = 12 м, длина температурного блока 72 м. Отметка низа стропильной конструкции 12 м; отметка верха стакана фундамента -0,15 м. Мостовые краны в пролете L1 грузоподъемностыо Q = 32 / 5 т, в пролете L2 — грузоподъемностью Q = 20 / 5 т (по два крана в каждом пролете). Подкрановые балки сборные железобетонные bыcotoй 1м по крайним рядам и 1,4 м по среднему ряду. Наружные стены из керамзитожелезобетонных однослойных панелей длиной 6 м; остекление ленточное. Снеговая нагрузка для III-го географического района, ветровая — для II-го района, местность открытая. Кровля рулонная, плотность утеплителя 400 кг/м3, толщина 150 мм.
Температурно-влажностный режим помещений нормальный. По степени ответственности здание относится к классу II.
2.3.2. Компоновка поперечной рамы
В качестве основных несущих конструкций покрытия принимаем сегментные раскосные фермы пролетами L1 = 18 м и L2= 24 м; подстропильные фермы пролетом 12 м. Плиты покрытия железобетонные предварительно напряженные ребристые 3×6 м. Колонны крайних рядов сплошные, среднего ряда — двухветвевые. Привязка координационных осей крайних рядов "нулевая", привязка осей крановых путей λ = 750 мм (рис. 2.4).
Длину надкрановой Н1 и подкрановой Н2 частей колонн определим исходя из:
— отметки низа стропильной конструкции, равной 12 м;
— габаритных размеров крана по высоте Нcr = 2750 мм (для кран грузоподъемностью Q=32 т);
— зазора между нижним поясом фермы и краном а1 = 100 мм;
— высоты кранового рельса КР-70 с прокладками hr, = 150 мм;
— высоты подкрановой балки hcb;
— отметки обреза фундамента а2 = 0,15 м.
Тогда для колонн рядов А и В длина надкрановой части составит
H1 = 2750 + 100 + 150 + 1000 = 4000 мм, а длина подкрановой части Н2 = 12000 — 4000 + 150 = 8150 мм; общая длина колонны H = H1 + Н2 = 4000 + 8150 = 12150 мм. Отметка головки подкранового рельса по (1.1) Нr = Н2 — а2 + hbc + hr = 8,15 — 0,15 + 1,0 + 0,15 = 9,15 м. При определении длины колонны по ряду Б учтем, что для расчета поперечной рамы длина колонны принимается от обреза фундамента до низа стропильной конструкции независимо от наличия подстропильной конструкции. Тогда при высоте подкрановой балки ряда hbc = 1400 мм длина надкрановой и подкрановой частей колонны составит
H1 = 2750 + 100 + 150 + 1400 = 4400 мм,
H2= 12000 — 4400 +150 = 7750 мм;
общая длина колонны Н = 4400 + 7750 =12150 мм.
Высота поперечного сечения надкрановой части колонн крайних рядов А и В при "нулевой" привязке по формуле (1.4) h1 = λ – B1 — 70 = 750 — 300 — 70 = 380 мм,
где B1 = 300 мм — расстояние от оси кранового рельса до края моста крана (прил. VII).
Рис. 2.4. Поперечный разрез и фрагмент плана
Высота поперечного сечения подкрановой части этих же колонн из условия обеспечения требуемой прочности и жесткости
h2 ≥ 1/14H2= 8150 / 14 = 582 мм, принимаем h2 = 600 мм.
Ширина поперечного сечения крайних колонн из условия обеспечения достаточной жесткости должна быть не менее 1/25H, т.е. b ≥ 12150/25 = 486 мм, принимаем b = 500 мм.
Для двухветвевой колонны среднего ряда размеры сечения надкрановой части из условия надежного опирания подстропильных конструкций принимаем равными h1 = 600 мм и b = 500 мм. Высоту сечения подкрановой части можно назначить так, чтобы ось ветви совпадала с осью подкрановой балки. Тогда при высоте поперечного сечения ветви hbr = 250 мм получим
h2 = 2λ + hbr = 2 — 750 + 250 = 1750 мм.
Однако при кранах грузоподъемностью Q ≤ 30 т и отметке головки кранового рельса до 10…12 м допускается смещение оси подкрановой балки с оси ветви в целях уменьшения общей высоты сечения колонны; подкрановые балки в этом случае размещаются на консольных уширениях. Принимаем высоту подкрановой части h2 = 1200 мм; ширина колонны b остается равной 500 мм. Высоту сечения распорок назначаем равной 400 мм, расстояние между осями распорок принимаем в пределах 2300…2400 мм.
Стеновые панели навесные, остекление ленточное. Для упрощения расчета рамы условно принято, что нагрузка от верхних рядов стеновых панелей (расположенных в надкрановой части колонны) и остекления передается на колонну в уровне подкрановых консолей, т.е. на отм. 8,0 м. Ниже отметки 8,0 м панели и остекление также навесные, но нагрузка от них через фундаментные балки передается непосредственно на фундаменты (рис. 2.5, в) и не оказывает влияния на колонны.
Рис. 2.5. Узлы рамы и разрез стены
В связи с тем, что шаг колонн крайних и среднего рядов различен, в расчетную схему включена условная рама-блок (рис.2.4). В раму-блок входят по две колонны крайних рядов и одна колонна среднего ряда. Таким образом, учтено, что по крайним рядам блока работает одна колонна по оси блока и две половины, расположенные по границам блока. Поэтому при сборе нагрузок, определении моментов инерции сечений колонн, а также и непосредственно при статическом расчете условной рамы-блока по крайним рядам учитываем по две колонны, но при подборе продольной арматуры для колонн этих рядов расчетные усилия М и N уменьшаются вдвое.
2.3.3. Определение нагрузок на раму-блок
♦ Постоянные нагрузки. Распределенные по поверхности нагрузки от веса покрытия приведены в табл. 2.4. Все расчетные нагрузки определены с коэффициентом надежности по назначению здания γп = 0,95.
Нагрузки от покрытия собираем с грузовых площадей, равных: 9 x 12 м Для колонны по ряду А, (18+24) / 2 x 12 = 21 х 12 м для средней, и 12 х 12 м – для крайней по ряду В. Нагрузки от массы подкрановых балок, крановых путей, стеновых панелей, от ветра собираем с полосы 12 м, равной по ширине раме-блоку.
Таблица 2.4.
Постоянные нагрузки на покрытие
Элементы покрытия |
Нагрузка, Па |
|||
нормативная |
расчетная |
γf |
||
при γf= 1 |
при γf > 1 |
|||
Водоизоляционный ковер (три слоя рубероида на мастике) Асфальтовая стяжка (γ =18кН/м3; t=20 мм) Минераловатный плитный утеплитель (γ =4 кН/м3; t=150 мм) Пароизоляция — два слоя пергамина на мастике Плита покрытия ребристая 3×6 м с учетом заливки швов |
90 360 600 48 1580 |
86 342 570 46 1500 |
111 445 741 60 1650 |
1,3 1,3 1,3 1,3 1.1 |
Итого |
2678 |
2544 |
3007 |
— |
Места приложения сосредоточенных сил устанавливаем по
конструктивным решениям узлов (рис. 2.5, а, б).
Массы основных несущих конструкций по табл. 2.3:
сегментная ферма L = 18 м : масса 6,0 т, вес 58,9 кН;
сегментная ферма L = 24 м : масса 9,2 т, вес 90,3 кН;
подстропильная ферма L = 12 м : масса 11,3 т, вес 110,8 кН;
подкрановая балка L = 6 м : масса 4,4 т, вес 43,2 кН;
подкрановая балка L= 12 м: масса 11,7 т, вес 114,8 кН.
Расчетные нагрузки при γf > 1 па стойки рамы-блока и эксцентрис тсты их приложения:
1. На две колонны по ряду А:
— от веса покрытия и ферм L1 = 18 м
G1 = 3 · 9 · 12 + 58,9 · 1,1 · 0,95 = 385,6 кН;
эксцентриситет нагрузки G1 относительно геометрической оси надкрановой части колонны
e1 = h1 / 2 — 175 = 380 / 2 — 175 = 15 мм;
— от веса надкрановой части двух колонн
G2 = 0,5 · 0,38 · 4 · 2,5 — 9,81 · 1,1 · 0,95 · 2 = 39кН;
эксцентриситет нагрузки G2 относительно геометрической оси подкрановой части колонны:
е2 = (h2 –h1) / 2 = (600 — 380) / 2 = 110 мм;
— от веса подкрановой части двух колонн
G3 = 0,5 · 0,6 · 8,15 · 2,5 · 9,81 · 1,1 · 0.95 · 2 = 125,3 кН;
— от стеновых панелей толщиной 300мм (g1 = 2,5 кН/м2) и заполнения оконных проемов (g2 = 0,5 кН/м2) от отметки 8,0 до 13,8 м
G4 = (2,5 · 1,2 + 0,5 · 2,4 + 2,5 · 2,2) · 12 · 1,1 · 0,95 = 121,64 кН;
эксцентриситет нагрузки G4 относительно геометрической оси подкрановой части колонны
ew = (tw + h2) / 2 = (300 + 600) / 2 = 450 мм;
— от веса подкрановых балок и кранового пути
G5=(2 · 43,2 + 1,5 · 12) · 1,1 · 0,95 = 109,1 кH;
эксцентриситет нагрузки G5 относительно оси подкрановой части колонны
e3 = λ — h2 / 2 = 750 – 600 / 2 = 450мм.
2. На колонну по ряду Б:
— от веса покрытия и стропильных ферм
G6= 3 · 21 · 12 + (58,9 + 90,3) · 1,1 · 0,95 = 912 кН;
— от веса подстропильной фермы
G7 = 110,8 · 1,1 · 0,95 = 115,8 кН;
— от веса надкрановой части (без учёта опорного участка подстропильных
ферм h1 = 700 мм)
G8 = 0,5 · 0,6 · (4,4-0,7) · 2,5 · 9,81 · 1,1 · 0,95 = 28,4 кН;
— от веса подкрановой части при числе отверстии n = 4
G9 = [0,5 · 0,25 · 7,75 · 2 + (1,0 + 3 · 0,4) · 0,5 · (1,2 — 2 · 0.25)] · 2,5 · 9,81 · 1,1 · 0,95 = 69,4 кH;
— от веса двух подкрановых балок и крановых путей
G10 = (2 · 114,8 +1,5 · 12) · 1,1 · 0,95 = 258,7 кН;
эксцентриситет приложения нагрузки от подкрановой балки е4 = λ = 750 мм.
3. На две колонны по ряду В:
— от веса покрытия и стропильных ферм L = 24 м
G1‘= 3 · 12 · 12 + 90,3 · 1,1 · 0,95 = 526,4 кН;
эксцентриситет приложения нагрузки G1‘ — е1‘ = е1 = 15мм;
— от веса надкрановой части колонн
G2‘ = G2 = 39 кH;
эксцентриситет приложения нагрузки G2‘ — е2‘= е2 = 110 мм;
— от веса подкрановой части колонн
G3‘ = G3 = 125,3 кН;
— от веса стеновых панелей и остекления
G4‘ = G4= 121,64 кН;
эксцентриситет приложения нагрузки G4‘ – еw‘ = еw = 450 мм;
— отвеса подкрановых балок и крановых путей
G5‘ = G5= 109,1 кН;
эксцентриситет приложения нагрузки G5‘ = е3‘ = e3 = 450 мм.
♦ Снеговая нагрузка. При расчете поперечной рамы принимаем снеговую нагрузку равномерно распределенной во всех пролетах здания (коэффициент µ = 1 по п. 5.4 [2]). Нормативное значение веса снегового покрова на 1 м2 горизонтальной проекции покрытия для III-го района табл. 4 [2] S0 = 1 кПа, тогда нормативная нагрузка на 1м2 горизонтальной проекции покрытия
S = S0 · µ = 1 · 1 = 1 кПа;
коэффициент надежности по снеговой нагрузке γf = 1,4.
Расчетные (при γf > 1) снеговые нагрузки на колонны рамы-блока:
по ряду А — S1 = 1 · 9 · 12 · 1,4 · 0,95 = 143,6 кН;
по ряду Б — S2 = 1 · 12 · 21 · 1,4 · 0,95 = 335,2 кН;
по ряду В — S3= 1 · 12 · 12 · 1,4 · 0,95 = 191,5 кН.
Эксцентриситеты приложения продольных сил от снеговых нагрузок точно те же, что и для продольных сил от веса покрытия.
Длительно действующую часть снеговой нагрузки отдельно не выделяем ввиду ее незначительной величины.
♦ Крановые нагрузки. В соответствии со стандартами на мостовые электрические краны принимаем нагрузки и габариты:
Q = 32/5 Q = 20/5
максимальное нормативное
давление колеса Рп, мах, кН 280 220
общая масса крана Gкр, т 42,5 36
масса тележки GT, т 12 8,5
ширина крана Вк, м 6,3 6,3
база крана Ак, м 5,0 4,4
минимальное давление колеса
Нормативная тормозная сила от поперечного торможения тележки крана, приходящаяся на одно колесо, по формуле (2.15):
для крана Q = 32 т Тп = 0,025 · (32 + 12) · 9,81 = 10,8 кН;
для крана Q = 20 т Тn = 0,025 · (20 + 8,5) · 9,81 = 7 кН.
Расчетное максимальное вертикальное давление кранов на колоний определяем по линиям влияния опорных реакций подкрановых балок. Рама-блок включает две колонны крайнего ряда — одну по центру блока и две колонны по границам блока, которые работают и на соседние блоки. Общая линия влияния состоит из трех, показанных пунктиром (рис. 2.6); при суммировании ординат получим обычную линию влияния для шага колонн 12м.
Сумма ординат линий влияния:
— для крана Q = 32 / 5; ∑у = 1 + 0,583 + 0,892 + 0,475 = 2,95;
— для крана Q = 20 / 5; ∑y = 1 + 0,633 + 0,842 + 0,475 = 2,95.
Расчетное максимальное и минимальное давление от двух сближение кранов в пролете АБ по формуле (2.13)
Dmax,l = ψ · Pn,max · ∑y · γf · γn = 0,85 · 280 · 2,95 · 1,1 · 0,95 = 733,7 кН;
Dmin,l = 733,7 · (85,4 / 280) = 223,8 кН.
Расчетная тормозная сила от двух кранов в пролете АБ:
Тl = ψ · Th · ∑y · γf · γn = 0,85 · 10,8 · 2,95 · 1,1 · 0,95 = 28,3 кН.
Расчетное максимальное и минимальное вертикальное давление от двух сближенных кранов в пролете БВ:
Dmax, r = 0,85 · 220 · 2,95 · 1,1 · 0,95 = 576,5 кН;
Dmin, r = 576,5 · (54,7 / 220) = 143,3 кН.
Расчетная тормозная сила от двух кранов в пролете БВ:
Тr = 0,85 · 7 · 2,95 · 1,1 · 0,95 = 18,3 кН.
Рис. 2.6. Линии влияния опорных реакций подкрановых балок: а — для колонны по оси А, кран Q = 32/5; б — для колонны по оси Б, кран Q = 20/5
Расчетное максимальное давление Dmax от 4-х кранов у средней колонны определяется точно так же, но с коэффициентом сочетаний ψ = 0,7.
Вертикальные нагрузки Dmax и Dmin от кранов приложены с теми же эксцентриситетами, что и постоянная нагрузка от подкрановых балок; горизонтальные тормозные силы Т приложены в уровне верха подкрановых балок, т.е. на отм. 9,15 м.
♦ Ветровая нагрузка. Для II-го района скоростной напор ветра w0 = 0,3 кПа [2, табл. 5]; коэффициент надежности по нагрузке γf = 1,4. Коэффициент k, учитывающий изменение ветрового давления по высоте здания, по формуле (2.8):
на отм. 12,000 k1 = 1 + (1,25 — 1) · (12,0 — 10,0) / 10 = 1,05;
на отм. 13,800 k2 = 1 + (1,25 — 1) · (13,8 — 10,0) / 10 = 1,095.
Скоростной напор ветра:
на отм. 5,000 w1 = 0,75 · w0 = 0,75 · 0,3 = 0,225 кПа; (k = 0,75);
на отм. 10,000 w2 = 1,0 · w0 = 1,0 · 0,3 = 0,3 кПа; (k = 1,0);
на отм. 12,000 w3 = k1 · w0 = 1,05 · 0,3 = 0,315 кПа;
на отм. 13,800 w4 = k2 · w0 = 1,095 · 0,3 = 0,329 кПа.
Переменный по высоте колонны скоростной напор заменяем по формуле (2.9) равномерно распределенным, эквивалентным по моменту заделке колонны:
Аэродинамические коэффициенты для вертикальных стен:
с = 0,8 — с наветренной стороны;
с = -0,6 — с заветренной.
Расчетная погонная нагрузка от ветра на две колонны крайнего ряда рамы-блока до отметки 12,0 м:
с наветренной стороны
wa = c · weq · B · γf · γn = 0,8 · 0,27 · 12 · l,4 · 0,95 = 3,45 кН/м;
с заветренной стороны
wp = 0,6 · 0,27 · 12 · 1,4 · 0,95 = 2,59 кН/м.
Нагрузку от ветрового давления на надколонную часть здания (шатер покрытия) выше отметки 12,0 приводим к сосредоточенной силе по формуле (2.11)
Сосредоточенная сила W условно считается приложенной на уровне верха колонны.
На рис. 2.7 приведена расчетная схема поперечной рамы с указанием нагрузок, мест их приложения и эксцентриситетов.
Рис. 2.7. Расчетная схема поперечной рамы
2.3.4. Статический расчет рамы-блока
♦ Вычисление геометрических характеристик сечений колонн. Моменты инерции сечений двух колонн ряда А или В:
Коэффициенты для вычисления реакций по формулам прил. VIII:
α = а / l = H1 / H = 4,0 / 12,15 = 0,329;
k1= 0 — для сплошной колонны.
Моменты инерции сечений двухветвевой колонны ряда Б:
где с = h2 – hbr = 1200 – 250 = 950 мм – расстояние между осями ветвей.
Коэффициенты для вычисления реакций по формулам прил. VIII:
α = 4,4 / 12,15 = 0,362;
k = 0,3623 · (56,4 / 9 – 1) = 0,25;
где мм4 — момент инерции сечения ветви колонны;
n = 4 — число панелей (отверстий) в подкрановой части двухветвевой колонны.
♦ Определение реакций верха колонн рамы-блока от единичного смещения. Верхним концам колонны придаем горизонтальное смещение ∆ = 1 и определяем реакции В∆ в основной системе от этого смешения:
— для двух колонн крайнего ряда А или В
— для средней колонны
Суммарная реакция верха колонн
r11 = (2 · 27,2+66,15) · 10-3 · Eb = 120,60 · 10-3 · Eb.
♦ Загружение рамы-блока постоянной нагрузкой. Определяем реакции колонн в основной системе (т.е. с несмещаемыми верхними концами) по формулам прил. VIII.
1. Реакция двух колонн ряда А
где М1 = G1 · e1 = 385,6 · 0,015 = 5,8 кНм;
М2 = — G1 · e2 – G2 · e2 – G4 · ew + G5 · e3 = -385,6 · 0,11-39 · 0,11- 121,64 · 0,45 + 109,1 · 0,45 = -52,35 кНм – моменты в сечениях I-I и III-III от внецентренного приложения постоянной нагрузки.
Согласно принятому правилу знаков, положительная реакция направлена вправо.
2. При определении реакции верха средней колонны необходимо учесть момент от разности опорных давлений G1 и G1‘ стропильных ферм L1 = 18 м и L2 = 24 м. В раму-блок входят по две стропильных фермы в каждом пролете, при этом по среднему ряду одна из них опирается на подстропильную ферму, а другая — на колонну. Тогда опорная реакция G1 / 2 (G1‘ /2) фермы, опирающейся на подстропильную конструкцию, передается через неё по оси колонны ряда Б. Опорная реакция G1/2 (G1‘/2) фермы, опирающейся на колонну, приложена с эксцентриситетом еf = 0,15 м (на рис. 2.5 расстояние от оси колонны ряда Б до анкерных болтов, к которым крепят стропильную ферму). Изгибающий момент в сечении I-I от разности опорных реакций ферм
М1 = 0,5 · (G1‘ – G1) · еf = 0,5 · (526,4 — 385,6) · 0,15 = 10,6 кНм.
Нагрузка от веса подкрановой части средней колонны приложена по колонны (е2 = 0), от веса подкрановых балок — симметрично, следовательно, изгибающие моменты от этих нагрузок не возникают; нагрузка от стенового ограждения отсутствует. В этой связи узловой момент М2 =0, тогда реакция верха средней колонны в основной системе
3. Реакция верха двух колонн по ряду В
где M1 = — G1‘ · e1‘ = -526,4 · 0,015 = -7,9 кНм;
М2 = G1‘ · e2‘ + G2‘ · e2‘ + G4‘ · ew — G5‘ · e3‘ = 526,4 · 0,11 + 39 · 0,11 + 121,64 · 0,45 — — 109,1 · 0,45 = 67,84 кНм.
4. Суммарная реакция верха колонн и основной системе
R1g = B1g + Bmg +Brg =4,38-1,55-5,59 = -2,76 кН.
5. Перемещение верха колонн в заданной системе
6. Упругие реакции верха колонн в заданной системе:
— двух колонн ряда А
— колонны ряда Б
— двух колонн ряда В
7. Усилия в сечениях колонн
— в двух колоннах ряда А
МI — I = МI = 5,8 кНм; МII — II = МI + Be, l · HI = 5,8 + 5,0 · 4,0 = 25,8 кНм;
МIII — III = МII — II + М2 = 25,8 — 52,35 = -26,55 кНм;
MIV — IV = MI + M2 + Be, l · H= 5,8 — 52,35 + 5,0 · 12,15 = 14,2 кНм;
Q = —Ве, l = — 5,0 кН. Проверка: ( -26,55 — 14,2) / 8,15 = — 5,0кН.
NII—II = G1 + С2 = 385,6 + 39 = 424,6 кН;
NIII-III = NII-II + G4 + G5 = 424,6 + 124,64 + 109,1 = 655,34 кН;
NIV — IV = NIII-III + G3 = 655,34 + 125,3 = 780,6 kН;
— в колонне по ряду Б
МI — I = МII — II = МIII — III = MIV — IV = МI = 10,6кНм; Q = 0;
NII-II = G6 + G7 + G8 = 912 + 115,8 + 28,4 = 1056 кН;
NIII—III = NII—II + G10 = 1056 + 258,7= 1314,7кН ≈ 1315 кН;
NIV — IV = NIII—III + G9 = 1314,7 + 68,5 ≈ 1383 kН.
♦ Загружение снеговой нагрузкой. Последовательность расчета ничем не отличается от вышеприведенной.
1. Реакция верха двух колонн ряда А в основной системе
где М1= S1 · e1 = 143,6 · 0,015 = 2,15 кНм;
М2= — S1 · e2 = — 143,6 · 0,11 = -15,8 кНм;
2. Реакция верха колонны ряда Б (с учетом разности опорных реакций стропильных ферм)
где М1 = 0,5 · (S3 – S1) · ef = 0,5 · (191,5 — 143,6) · 0,15 = 3,6кНм; М2 = 0.
3. Реакция верха двух колонн ряда В
где М1= —S3 · e1 = — 191,5 · 0,015 = — 2,9 кНм;
М2= S3 · e2 = 191,5 · 0,11 = 21 кНм;
4. Суммарная реакция в основной системе
R1s = 1,26 — 0,53 — 1,7 ≈ — 1,0 кН;
5. Перемещение верха колонн в заданной системе
6. Упругие реакции верха колонн в заданной системе:
— двух колонн ряда А
— колонны ряда Б
— двух колонн ряда В
7. Усилия в сечениях колонны:
— в двух колоннах ряда А
МI—I = М1 = 2,15 кНм; MII—II = M1 + Вe, l · H1 = 2,15 + 1,49 · 4,0 = 8,11 кНм;
МIII—III = MII—II + М2 = 8,11 — 15,8 = -7,7 кНм; MIV—IV =M1+M2 + Вe, l · H = 2,15 — 15,8 + 1,49 · 12,15 = 4,45 кНм;
Q = -1,49 кН. Проверка: (-7,7 — 4,45) / 8,15 = -1,49; NII—II = NIII—III = NIV—IV = S1= 143,6 кН;
— в колонне ряда Б
МI—I ≈ MII—II = MIII—III = MIV—IV = 3,6 кНм; NII—II = NIII—III = NIV—IV = S2 = 135,2 кН;
♦ Загружение крановой нагрузкой. Последовательно рассмотрим загружение крановой нагрузкой пролетов АБ и БВ при различном положении тележки с грузом в пролете.
Кран в пролете АБ
1. Давление Dmax,l на крайней колонне
Вертикальное давление Dmax, l = 733,7 кН приложено с эксцентриситетом е3 = 0,45 м, создавая момент Мmax = M2 = 733,7 · 0,45 = 330,2 кНм. Одновременно на средней колонне действует давление Dmin, l = 223,8 кН с эксцентриситетом e2 =λ = 0,75 м, создавая момент Mmin = M2 = -223,8 · 0,75 ≈ -168 кНм.
Реакция верха левой стойки рамы-блока в основной системе
то же средней стойки
Суммарная реакция в основной системе
Перемещение верха колонн в заданной системе
где сdim = 3,4 при шаге колонн 12 м (ширине рамы-блока 12 м).
Упругие реакции верха колонн в заданной системе:
— двух колонн ряда А
— двух колонн ряда Б
— двух колонн ряда В
Усилия в сечениях колонн:
— в двух колоннах ряда А
МI—I = 0; MII—II = Вe, l · H1 = — 31,6 · 4,0 = — 126,4 кНм; МIII—III = MII—II + М2 = — 126,4 + 330,2 ≈ 204 кНм;
MIV—IV =M2 + Вe, l · H = 330,2 + 31,6 · 12,15 = -53,7 кНм; Q = 31,6 кН. Проверка: (204 + 53,7) / 8,15 = 31,6 кН.
NII-II = 0; NIII-III = NIV-IV = Dl, max = 733,7 кН;
— в колонне по ряду Б
МI-I =0; MII-II = Вe, m · H1 = 16 · 4,4 = 70,4 кНм; MIII-III = 70,4 — 168 = — 97,6 кНм;
MIV-IV = — 168+ 16 · 12,15 = 26,4кНм; 3,6 кНм; NII-II = NIII-III = NIV-IV = S2 = 135,2 кН;
Q = -16 кН. Проверка: ( — 97,6 — 26,4) / 7,75 = — 16. NII-II = 0; NIII-III = NIV-IV = = Dmin, l = 223,8 кН.
2. Горизонтальная тормозная сила T1 у ряда А
Реакция верха двух колонн ряда А в основной системе
Упругие реакции в заданной системе:
— двух колонн ряда А
— колонны ряда Б
— двух колонн ряда В
Усилия в сечениях:
— в двух колоннах ряда А
MII—II = МIII—III = Вe, l · H1 – Tl · hbc = ± 16 · 4,0 – 28,3 · 1,0 = ± 35,7 кНм; MIV—IV = = Вe, l · H — Tl · (H2 + hbc) = ± 16 · 12,15 — 28,3 · (8,15 + 1,0) = — 64,5 кНм; Q = ± 16 — — 28,3 = ± 12,3 кН. Проверка: ( ± 35,7 ± 64,5) / 8,15 = ± 12,3 кН.
NII—II = NIII—III = NIV—IV = 0;
— в колонне по ряду Б
MII—II = МIII—III = Вe, m · H1 = -2,8 · 4,4 = — 12,3 кНм; MIV—IV = -2,8 · 12,15 = — 34 кНм; Q = ± 2,8 кН.
3. Давление Dmax, l на средней колонне
Момент в узле средней колонны от вертикального давления кран Мmах = М2 = Dmax, 1 · e4 = — 733,7 · 0,75 = — 550 кНм. Одновременно на крайней стойке действует давление Dmin, l = 223,8 кН, создавая в узле стойки момент Mmin =М2 = = 223,8 · 0,45 ≈ 101 кНм.
Реакция верха двух колонн ряда А в основной системе
то же средней колонны
Суммарная реакция в основной системе R1cr = — 10 + 41,4 = 31,4 кН.
Перемещение верха колонн в заданной системе
Упругие реакции верха колонны:
Усилия в сечениях:
— в двух колоннах ряда А
MII—II = — 12 · 4,0 = — 48 кНм; МIII—III = — 48 + 101 = 53 кНм; MIV—IV = — 12 · 12,15 + 101 = — 45 кНм; Q = 12 кН.
(53 + 45) / 8,15 = 12 кН.
NII-II = 0; NIII-III = NIV-IV = Dmin, l = 223,8 кН;
— колонны по ряду Б
MII—II = 36,3 · 4,4 = 159,7 ≈ 160 кНм; МIII—III = 160 — 550 = -390 кНм; MIV—IV = 36,3 · 12,15 — 550 ≈ — 109 кНм;
Q = -36,3 кН; Проверка ( — 390 + 109) / 7,75 = -36,3 кН.
NII—II = 0; NIII—III = NIV—IV = Dmax, 1 = 733,7 кН;
2.Горизонтальная тормозная сила Tl у ряда Б
Реакция верха средней колонны в основной системе
реакции BlT = BrT = 0; суммарная реакция RlT = BmT = ± 16 кН.
Упругие реакции верха колонн в заданной системе:
Усилия в сечениях:
— двух колонн ряда А
MII—II = МIII—III = — 1,0 · 4,0 = — 4 кНм; MIV—IV = — 1 · 12,15 = — 12,2 кНм; Q = ± 1,0 кН.
NII-II = NIII-III = NIV-IV = 0;
— колонны ряда Б
MII—II = МIII—III = ±13,4 — 28,3 ·1,4 = ± 19,4 кНм; MIV—IV = ± 13,4 · 12,15 — 28,3 · (7,75 + 1,4) ≈ ± 96 кНм;
Q = — (±13,4 — 28,3) = ± 15 кН; NII—II = NIII—III = NIV—IV = 0.
Кран в пролете БВ
Усилия в сечениях колонн при загружении крановой нагрузкой пролета БВ определяются аналогично.
Загружение средней колонны от 4-х кранов
Данное загружение предусмотрено для получения максимальной продольной силы в средней колонне, когда на нее действуют Dmax слева и справа от двух крапов в каждом пролете.
Последовательность расчета не меняется, но вертикальное давление
кранов принимаем с коэффициентом сочетаний ψ = 0,7.
Dmax, 1 = (0,7 / 0,85) · 733,7 = 604,2 кН;
Dmin, l = (0,7 / 0,85) · 223,8 = 184,3 кН;
Dmax, r = (0,7 / 0,85) · 576,5 = 474,76 кН;
Dmin, r = (0,7 / 0,85) · 143,3 = 118 кН.
Узловой момент, создаваемый разностью вертикальных давлений
М2 = — 604,2 · 0,75 + 474,76 · 0,75 = — 97,08 кНм.
Одновременно на крайней левой колонне действует узловой момент М2 = Dmin, l · e3 = 184,3 · 0,45 = 83 кНм, а на правой крайней — момент М2 = Dmin, r · e3’ = -118 · 0,45 = — 53 кНм.
Реакция верха колонн рамы-блока в основной системе:
— по ряду А
— по ряду Б
— по ряду В
Суммарная реакция в основной системе Rlcr = -8,3 + 7,3 + 5,3 = 4,3 кН.
Перемещение верха колонн к заданной системе
Упругие реакции верха колонн в заданной системе:
Усилия в сечениях колонн рамы-блока:
— по ряду А
MII—II = — 8,6 · 4,0 = — 34,4 кНм; МIII—III = — 34,4 + 83 = 48,6 кНм;
MIV—IV = — 8,6 · 12,15 + 83 = — 21,5 кНм; Q = 8,6 кН; проверка: (48,6 + 21,5) /8,15 = = 8,6 кН.
NI—I = 0; NII—II = NIII—III = Dmin, l = 184,3 кН;
— по ряду Б
MII—II = 6,4 · 4,4 = 29,0 кНм; МIII—III = 29,0 – 97,8 = -68 кНм;
MIV—IV = 6,6 · 12,15 – 97,08 = — 17 кНм; Q = -6,6 кН; проверка ( — 68 + 17) / 7,75 = = — 6,6 кН.
NI—I = 0; NII—II = NIII—III = Dmax, 1 + Dmax, r = 604,2 + 474,76 = 1079 кН;
♦ Загружение ветровой нагрузкой. 1 .Давление ветра слева направо. Реакции верха колонн рамы-блока в основной системе:
— по pяду А
— по ряду В (0,6 / 0,8) = -(0,6 / 0,8) · 14,7 = -11 кН.
Суммарная реакция верха колонн в основной системе (с учетом реакции от
сосредоточенной силы Rw = —W = -12,94 кН)
= — 14,7 + 0 — 11- 12,94 = — 38,64 кН;
перемещение верха колонн рамы-блока в заданной системе
Упругие реакции верха колонн рамы-блока в заданной системе:
Усилия в сечениях колонн рамы-блока:
— по ряду А:
MII—II = МIII—III = — 6 · 4,0 + (3,45 · 42) / 2 = 3,6 кНм;
MIV—IV = — 6 · 12,15 + (3,45 · 12,152)/2 =182 кНм; Q = — ( — 6 + 3,45 · 12,15) = -36 кН.
N = 0;
— по ряду Б
MII—II = МIII—III = 21,2 · 4,4 = 93,3 кНм; MIV—IV = 21,2 · 12,15 = 258 кНм;
Q = — 21,2 кН; N = 0.
2. Давление ветра справа налево. При изменении направления ветра усилия в стойках рамы-блока будут обратно симметричны.
2.3.5. Составление расчетных сочетаний усилий
Таблицы расчетных усилий М, N, Q в сечениях колонн рядов А и Б составляем по результатам статического расчета рамы-блока. Рассматриваем три сечения по длине колонн: II-II — на уровне верха консоли; III-III – на уровне низа консоли; IV-IV — на уровне обреза фундамента. В таблицы не включены усилия в сечении I-I, поскольку они заведомо меньше усилий в сечении II-II. По той же причине не рассмотрены усилия от длительных временных нагрузок.
Для каждого сечения определяем три комбинации расчетных ycилий: Мтах, N, Q; Mmin, N, Q; Nmax, M, Q. При загружении средней колонны четырьмя кранами усилия от поперечного торможения кранов принимаются только от двух кранов, расположенных в одном пролете или створе.
В табл. 2.6 — 2.7 выделены варианты основного сочетания усилий с учетом влияния длительности действия нагрузок на прочность бетона — сначала сочетания, включающие нагрузки непродолжительного действия (крановые и ветровые ), затем сочетания без крановых и ветровых нагрузок
В сечении IV-IV в сочетания включены поперечные силы, необходимые при расчете фундамента. С той же целью в этом сечении расчетные значения всех усилий даны при коэффициентах надежности по нагрузке как γf > 1, так и γf = 1.
А. И. Заикин “ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ ОДНОЭТАЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ”