1.1. Общие положения. Состав каркаса одноэтажного производственного здания
Одноэтажные производственные здания широко применяются в промышленном и сельском строительстве. Выполняются они, как правило, каркасными из сборных железобетонных конструкций и во многих случаях оборудуются мостовыми и подвесными кранами значительной грузоподъемности, создающими большие усилия в несущих элементах здания.
Рекомендуется проектировать одноэтажные производственные здания прямоугольными в плане, с одинаковыми пролетами, без перепадов высот во избежание образования снеговых мешков. Отступления от этих рекомендаций возможны, если они обусловлены специальными требованиями технологических процессов.
Каркас одноэтажного производственного здания представляет собой пространственную систему, состоящую из защемленных в фундаменты колонн, объединенных (в пределах температурного блока) стропильными и подстропильными конструкциями, плитами покрытия, связями и т.д. или покрытием в виде оболочек. Эта пространственная система условно расчленяется на поперечные и продольные плоские рамы, каждая из которых воспринимает горизонтальные и вертикальные нагрузки (рис. 1.1).
Поперечные рамы являются основным элементом каркаса и образуются из колонн и стропильных конструкций (ригелей) или диафрагм оболочек (рис. 1.1, б). Колонны и ригели соединяются между собой при помощи закладных деталей, анкерных болтов и относительно небольшого количества сварных швов. Такие соединения податливы, т.е. позволяют сопрягаемым элементам взаимно поворачиваться при действии нагрузок. В расчетной схеме рамы такие сопряжения принимаются шарнирными, хотя практически способны воспринимать небольшие моменты, обычно не учитываемые в расчете. При шарнирном сопряжении достигается простота монтажа и независимая унификация ригелей и колонн, поскольку приложенная к ригелю нагрузка не вызывает изгибающих моментов в колоннах. Поперечная рама воспринимает нагрузку от массы покрытия, снега, кранов, стен, ветра и обеспечивает жесткость здания в поперечном направлении.
Продольная рама (рис. 1.1, в) включает один продольный ряд колонн в пределах температурного блока, плиты покрытия или прогоны, подстропильные конструкции, связи (решетчатые и в виде распорок по колоннам) и подкрановые балки, а также диафрагмы или бортовые элементы оболочек. Продольные рамы обеспечивают жесткость здания в продольном направлении и воспринимают нагрузки от продольного торможения кранов и от ветра, действующего На торец здания и на торцы фонарей. Рамы зданий в продольном направлении объединяются между собой поверху жестким в своей плоскости диском покрытия, образованным железобетонными плитами покрытия с замоноличенными швами.
К элементам каркаса относятся также фахверковые колонны, несущие нагрузку от стеновых панелей и воспринимаемого ими ветра. Стеновые панели могут быть навесными и самонесущими.
При разработке конструктивной части проекта одноэтажного промышленного здания в первую очередь решаются следующие основные вопросы:
■ выбор и компоновка конструктивной схемы;
■ статический расчет поперечной рамы;
■ конструирование и расчет плит покрытия;
■ конструирование и расчет стропильных и подстропильных конструкций;
■ то же колонн и фундаментов
Рис. 1.1. Конструктивная схема одноэтажного производственного здания: 1 — колонна;
2 — стена; 3 — ригель рамы; 4 — покрытие; 5 — вертикальные связи по фермам;
6 — распорки; 7 — вертикальные связи по колоннам.
1.2. Компоновка конструктивной схемы здания
В задачу компоновки конструктивной схемы входят: выбор сетки колонн, системы привязок и внутренних габаритов здания; компоновка покрытия; разбивка здания на температурные блоки; компоновка поперечной рамы (выбор типа и размеров сечений колонн); выбор системы связей, обеспечивающих пространственную жесткость и т. п.
♦ Выбор сетки колонн. Унифицированные пролеты одноэтажных зданий приняты: для зданий без мостовых кранов — 12, 18 и 24 м, а для зданий с мостовыми кранами — 18, 24, 30 м и более, кратными 6 м. Высоты помещений (от отметки чистого пола до низа несущих конструкций покрытия на опоре) принимаются для зданий без кранов в диапазоне 3,6… 14,4 м, для зданий с мостовыми кранами — 8,4… 18 м, кратно 1,2 м (для зданий пролетами 18, 24 и 30 м допускаются высоты кратные 1,8 м).
Шаг колонн рекомендуется принимать 12 м, если в здании отсутствует подвесной транспорт, воздуховоды, подвесные потолки и т.п. Если при этом шаге используются стеновые панели длиной 6 м, то по наружным осям кроме основных колонн устанавливают промежуточные (фахверковые) колонны. При шаге колонн 12 м возможен шаг ригелей 6 м с использованием в качестве промежуточной опоры подстропильной конструкции. Все же рациональным решением считается каркас без подстропильных конструкций с шагом ригелей 12 м.
Рис. 1.2. Типы привязок к разбивочным осям
При наличии подвесного "хозяйства" более экономичным может оказаться шаг колонн 6 м.
♦ Типы привязок. В соответствии с основными положениями по унификации в целях максимальной типизации элементов каркаса принимаются следующие системы привязки колонн крайних рядов и наружных стен к продольным разбивочным осям:
— "нулевая", когда наружные грани колонн и внутренние поверхности стен совмещаются с продольными разбивочными осями, — применяется в зданиях без мостовых кранов либо в зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 30 т, шаге колонн 6 м и высоте от пола до низа несущих конструкций покрытия Н0 ≤ 16,2 м (рис. 1.2,а);
— "250 мм", когда наружные грани колонн и внутренние поверхности стен смещаются с продольных осей на 250 мм наружу, — в зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т включительно, при шаге колонн 6 м и высоте от пола до низа несущих конструкций покрытия Н0 ≤ 16,2 м (рис. 1.2,б); а также во всех случаях при шаге колонн 12 м и высоте Н0 > 8,4 м.
Колонны средних рядов (за исключением тех, которые примыкают к продольному температурному шву, и колонн в местах перепада высот пролетов одного направления) привязываются так, чтобы оси сечения надкрановои части колонн совпадали с продольными и поперечными разбивочными осями.
Геометрические оси торцовых колонн основного каркаса смещаются с поперечной разбивочной оси внутрь здания на 500 мм (рис. 1.2, в), а внутренние поверхности торцовых стен совпадают с поперечными разбивочными осями, т.е. имеют "нулевую" привязку.
Расстояние λ от продольной разбивочной оси до оси подкранового рельса принимается равным 750 мм в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т включительно и равным 1000 мм при грузоподъемности кранов более 50 т, а также при необходимости устройства проходов в надкрановои части. Оно складывается из габаритного размера крана В1 размера сечения надкрановои части колонны h1 и требуемого зазора между краном и колонной (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Габариты мостового крана
♦ Определение высоты здания. Высота здания определяется с учетом заданной отметки верха кранового рельса Нr и габарита крана по высоте Нсr а также размещения типовых стеновых панелей и оконных переплетов по высоте. Остальные размеры колонны по высоте определяются согласно рис.1.4:
длина подкрановой части H2 = Hr — hr — hcb + a2; (1.1)
то же, надкрановой части Н1 = Hcr + hr + hcb +а1; (1.2)
общая длина колонны (без учета заделки в стакан фундамента) Н = Н2 + Н1(1.3)
где Нсr — высота крана (по стандарту на мостовые краны);
hcb — высота сборной железобетонной подкрановой балки, равная 1,0 м при шаге колонн 6 м и 1,4 м при шаге 12 м;
hr — высота кранового рельса с подкладками, равная 0,15 м;
а2 = 0,15 м — расстояние от уровня пола до обреза фундамента;
а1 ≥ 200 мм — зазор между нижней гранью стропильной конструкции и тележкой крана.
Окончательно полную высоту колонны Н необходимо назначать так, чтобы отметка верха колонны была бы кратной 0,6 м.
При наличии железобетонных подстропильных конструкций высота надкрановои части колонн уменьшается на 600 мм.
Рис. 1.4. К компоновке поперечной рамы
♦ Компоновка покрытия. Покрытие одноэтажного здания может выполняться беспрогонным (преимущественно) и по прогонам. При беспрогонной схеме крупноразмерные плиты покрытия укладываются непосредственно по ригелям поперечных рам и привариваются к ним не менее чем в трех углах. Глубина опирания продольных ребер плит покрытия пролетом 6 м — не менее 80 мм, пролетом 12 м — не менее 100 мм. Сварку закладных деталей стыкуемых конструкций делают по всей длине этих деталей, а швы между плитами замоноличивают. В этом случае образуется жесткий в своей плоскости горизонтальный диск, обеспечивающий пространственную работу каркаса здания в целом.
Расположение ригелей (ферм, балок, арок) при беспрогонной схеме покрытия может быть поперечным (рис. 1.5, а, б, в) или продольным (рис 1.5, г).
При поперечном расположении ригелей возможны три варианта решения конструктивной схемы покрытия:
1 — шаг всех колонн и ригелей совпадает (6 или 12 м), подстропильные конструкции отсутствуют (рис. 1.5, а);
2 — шаг колонн всех рядов 12…18 м, а шаг ригелей 6 м; последние укладываются по подстропильным конструкциям (фермам или балкам) пролетом 12…18 м (рис. 1.5, б);
3 — шаг колонн крайних рядов 6 м, средних -12 м, шаг ригелей 6 м; по средним рядам колонн в продольном направлении укладываются подстропильные конструкции для опирания ригелей (рис. 1.5, в).
Рис. 1.5. Варианты балочных схем покрытий: 1 — плиты покрытия;
2 — стропильные конструкции; 3 — подстропильные конструкции;
4 — продольные стропильные конструкции;
5 — крупноразмерные плиты покрытия "на пролет"
При продольном расположении ригелей их укладывают на колонны в продольном направлении, а плиты покрытия размером "на пролет" (т.е. 3 x 18 или 3 x 24 м) — поперек пролета (рис. 1.5, г).
Тип стропильных конструкций можно выбирать, руководствуясь следующими рекомендациями: а) стропильные балки применяют при пролетах до 18 м включительно; б) стропильные фермы — при пролетах 18…30 м; стропильные арки — при пролетах 30…36 м и более.
♦ Разбивка здания на температурные блоки. При большой протяженности в поперечном и продольном направлениях здание делят температурными швами на отдельные блоки. Температурные швы обычно совмещают с усадочными и называют температурно-усадочными. Основное их назначение — уменьшить дополнительные усилия в колоннах от вынужденных перемещений продольных и поперечных элементов здания вследствие изменения температуры наружного воздуха и усадки бетона.
Наибольшие расстояния между температурно-усадочными швами при расчетных зимних температурах наружного воздуха выше минус 40° С, назначаемые без расчета (для конструкций с ненапрягаемой арматурой и предварительно напряженных, к трещиностойкости которых предъявляются требования 3-й категории), для одноэтажных каркасных зданий из сборного железобетона не должны превышать 72 м для отапливаемых зданий.
Поперечные температурно-усадочные швы выполняют на спаренных колоннах, геометрические оси которых смещаются с разбивочной оси (расположенной по середине шва) на 500 мм в каждую сторону (рис. 1.2, г), или на размер больший, но кратный 250 мм; шов доводится до верха фундамента.
Продольный температурно-усадочный шов также выполняется на спаренных колоннах со вставкой (рис. 1.2, д, е). Размеры вставки зависят от привязки колонн к продольным разбивочным осям и принимаются равными 500…1500 мм, кратно 250мм.
Привязка колонн в продольном температурном шве к продольным осям выполняется по следующим правилам:
— если шаг колонн крайних и средних рядов одинаковый (подстропильные конструкции отсутствуют), то колонны привязываются к продольным осям аналогично привязке колонн крайних рядов (см. рис. 1.2, д);
— при шаге колонн крайних рядов 6 м, а средних — 12 м, т. е. при наличии подстропильных конструкций, расстояние между продольными разбивочными осями и гранями колонн, обращенными в сторону температурного шва, принимается кратным 250 мм.
♦ Выбор типа и назначение размеров сечений колонн. В одноэтажных производственных зданиях применяются сборные железобетонные колонны сплошные прямоугольного сечения и сквозные двухветвевые (рис. 1.6). При выборе типа колонн можно придерживаться следующих рекомендаций:
— сплошные колонны применяют в зданиях с пролетами до 24 м, высотой Н < 16,2 м, шаге 6…12 м и при грузоподъемности кранов до 30т;
— сквозные (двухветвевые) колонны целесообразно применять при грузоподъемности кранов более 50 т, пролетах более 24 м, высоте Н ≥ 16,2 м и шаге 12 м, а также в случаях, когда высота сечения подкрановой части колонны h2 превышает 1 м.
В бескрановых цехах обычно применяют колонны постоянного сечения.
Рис. 1.6. Типы колонн одноэтажных промышленных зданий
Высота (мм) сечения надкрановой части крайних колонн назначается из условия размещения кранового оборудования:
при "нулевой" привязке
h1 ≤ 750 – B1 — 70; (1.4)
при привязке "250"
h1 ≤ 1000 – B1 – 70, (1.4а)
где В1 — расстояние от оси кранового рельса до края моста крана;
70 — горизонтальный зазор между гранью колонны и габаритом крана, необходимый по условиям эксплуатации крана.
В типовых колоннах крайних рядов высота сечения надкрановой части в соответствии с вышеприведенными условиями составляет h1 = 380 или 600 мм.
Высоту сечения надкрановой части средних колонн назначают с учетом опирания двух ригелей непосредственно на торец колонны без устройства специальных консолей; обычно h1 = 500 или 600мм.
Высота сечения подкрановой части сплошных колонн h2 из условий прочности и пространственной жесткости рамы принимается не менее (1/10…1/14)Н2 кратно 100мм.
Ширину сечения колонн b из условия изготовления принимают постоянной по всей длине: не менее 400 мм при шаге колонн 6 м, не менее 500 мм при шаге 12 м и не менее 1/25Н.
Общая высота сечения подкрановой части сквозных колонн принимается h2 = 1000…1300мм для крайних и h2 = 1200…1800 мм для средних колонн. Высота сечения hbr ветви таких колонн (в плоскости поперечной рамы) принимается в пределах 200…350 мм кратно 50 мм, а ширина b = 500 или 600 мм. Расстояние между осями распорок обычно составляет 1800 – 2400 мм высоту сечения распорок, кроме верхней, принимают равной 400 мм.
♦ Обеспечение пространственной жесткости каркаса. Пространственную жесткость каркаса, т.е. его способность сопротивляться воздействию горизонтальных нагрузок, обеспечивают защемленные в фундаментах колонны, жесткий диск покрытия и система стальных связей (вертикальных и горизонтальных).
В поперечном направлении вертикальные связи не могут быть установлены, так как они препятствовали бы технологическому процессу. Поэтому пространственную жесткость каркаса в поперечном направлении обеспечивают колонны (по расчету) и диск покрытия, распределяющий местные горизонтальные нагрузки между колоннами.
В продольном направлении общую устойчивость каркаса в целом обеспечивают вертикальные крестовые или портальные металлические связи по колоннам. В зданиях с мостовыми кранами такие связи устраиваются всегда и размещаются в одном шаге каждого ряда колонн посредине температурного блока на высоту от пола до низа подкрановых балок (рис. 1.7, поз. 6). Эти связи рассчитываются на действие ветровых нагрузок, приложенных к торцовым стенам, и продольных тормозных нагрузок от мостовых кранов. В бескрановых зданиях небольшой высоты (Н < 9,6 м) связи по колоннам могут не устанавливаться.
При высоте опорных частей ригелей более 800 мм, например в зданиях с плоской кровлей, между ними устанавливают вертикальные связи-фермы, располагаемые в крайних ячейках температурного блока, а поверху каждого продольного ряда колонн — стальные распорки (рис. 1.7, поз. 4, 5). Связи-фермы имеют номинальную длину 6 либо 12 м и высоту, равную высоте ригеля на опоре. Необходимость устройства таких связей обусловлена тем, что горизонтальная сила от ветровой и крановой нагрузок, приложенная к покрытию, может вызвать деформацию ригелей поперечных рам (стропильных балок или ферм) из плоскости. Следовательно, назначение этих связей-ферм и распорок — передать продольные горизонтальные усилия с диска покрытия на колонны и, в конечном счете, на вертикальные связи по колоннам.
Рис. 1.7. Виды связей в одноэтажных промышленных зданиях: 1 — колонна; 2 — ригель;
3 — диск покрытия; 4 — вертикальные связи-фермы; 5 — распорки;
6 — вертикальные связи по колоннам
При высоте опорных узлов ригелей покрытия не более 900 мм и наличии жесткого опорного ребра вертикальные связевые фермы и распорки допускается не ставить, однако в этом случае сварные швы в сопряжении ригеля с колонной должны быть расчетными.
В высоких зданиях (Н ≥ 18 м) с большими пролетами горизонтальные нагрузки на диск покрытия (от ветра в торец здания) достигают значительных величин, поскольку диск покрытия представляет горизонтальную опору для торцевой стены, воспринимающей ветровую нагрузку. Это может вызвать расстройство креплений плит покрытия к стропильным конструкциям. Уменьшить горизонтальную силу на диск покрытия можно путем устройства дополнительной опоры для торцевой стены. Такая опора устраивается у торцевых стен в уровне нижнего пояса стропильных балок или ферм в виде горизонтальных связей, служащих дополнительными опорами для колонн фахверка. Эти связи выполняют в виде горизонтальной фермы с крестовой решеткой из стальных уголков, поясами которой служат нижние пояса двух смежных стропильных балок или ферм. При необходимости горизонтальная связевая ферма может быть установлена и в уровне подкрановых путей (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Горизонтальные связи: 1 — торцевая стена; 2 — фахверковая колонна;
3 — горизонтальные связи; 4 — колонна; 5 — вертикальные связи по колоннам;
6 — подкрановые балки; 7 — распорки; 8 — ригель; 9 — диск покрытия
Устойчивость сжатых поясов ригелей из плоскости при беспрогонной системе покрытия и отсутствии фонаря обеспечивается плитами покрытия, приваренными к ригелям с последующим замоноличиванием швов. Таким путем достигается образование жесткого диска, и необходимость постановки дополнительных связей в плоскости покрытия отпадает.
В зданиях со светоаэрационными фонарями сжатый пояс ригеля имеет свободную длину, равную ширине фонаря, поэтому необходимо предотвратить возможную потерю устойчивости из плоскости сжатого пояса ригеля в пределах ширины фонаря. Это обеспечивается постановкой стальных распорок 4 по оси фонаря (рис. 1.9), которые крепят к горизонтальным крестовым связям 3 устанавливаемых в уровне верхнего пояса ригеля в пределах ширины фонаря по концам температурного блока (рис. 1.9). Если же фонарь не доходит до конца температурного блока, то горизонтальные связи по верхнему поясу ригеля не ставятся и достаточно одних распорок.
Жесткость фонарей в продольном направлении обеспечивается вертикальными стальными связями 5 (рис. 1.9, сеч. I-I).
Рис. 1.9. Схема связей покрытия при наличии фонаря: 1 — ригель покрытия;
2 — светоаэрационный фонарь; 3 — горизонтальные крестовые связи;
4 — распорки по оси фонаря; 5 — вертикальные связи в плоскости остекления фонаря
А. И. Заикин “ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ ОДНОЭТАЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ”