1. Определение технологической последовательности производства комплексно-механизированных работ
Технологическая последовательность работы машин на планировке площадки заключается:
а) в срезке растительного слоя;
б) в послойном разрыхлении грунта выемок на толщину снимаемой стружки от 10 до 20 см, разрабатываемых скрепером для грунтов II группы и бульдозерами для грунтов III группы;
в) в послойной разработке и перемещении грунта;
г) в послойном разравнивании и послойной укатке грунта (при толщине слоя укатки 20-30 см и 4-8 проходах катков по одному следу).
Этот комплекс работ производится последовательно на всех участках (картах) заданной площадки одним или несколькими комплектами машин, работающими параллельно или последовательно.
В каждом комплекте назначается одна или несколько ведущих машин, выполняющих основной производственный процесс — разработку грунта. Ведущие машины определяют темп и ритм работы, .остальные являются вспомогательными (комплектующими).
Выбор комплектов машин для комплексной механизации строительно-монтажных работ осуществляется в два этапа. На первом в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных характеристик объекта, а также принятой технологии производства работ определяют требуемые эксплуатационные параметры основных машин, их типы и марки, а также перечень технологически необходимых вспомогательных машин, оборудования и ручных машин. На втором этапе производят выбор наиболее рационального или оптимального варианта на основании технико-экономического сравнения.
2. Предварительный выбор способов выполнения планировочных работ
Выбор способов выполнения планировочных работ осуществляется на основе ознакомления с указаниями, приведенными в учебной и технической литературе, о рациональных способах производства строительных работ, а также отбора ряда технологических схем производства работ.
Рациональные способы производства земляных работ должны обеспечить выполнение их в заданные сроки при соблюдении следующих условий: максимальная механизация, использование современной техники и прогрессивных методов, создание условий для повышения производительности труда и получения наилучших технико-экономических показателей по стоимости и трудоемкости работ.
Учитывая, что одна и та же работа может быть выполнена разными комплектами машин, а один и тот же комплект может работать по различным технологическим, схемам, при предварительном выборе комплектов руководствуются установленными практикой положениями.
Крупные машины с большой производительностью экономически выгодно использовать на работах со значительными объемами, а при малых объемах работ дешевле применять мелкие машины, так как перебазирование крупных машин связано с большими единовременными затратами.
Для выполнения планировочных работ применяют землеройно-транспортные машины. При перемещении грунта до 50 м используют бульдозеры малой мощности (на тракторах ДТ-54); при перемещении до 80 м — бульдозеры средней мощности (на тракторах ДТ-75 и Т-100); при перемещении от 80 до 120 м — бульдозеры большой мощности (на тракторах Т-130, Т-180, ДЭТ-250) или прицепные скреперы с ковшом емкостью до 3 м3; При перемещении от 120 до 1 000 м — прицепные скреперы с ковшом до 10 м3; при перемещении более 1 000 м — прицепные и самоходные скреперы с ковшом емкостью более 10 м3.
Землеройные машины выбирают в зависимости от глубины планировочной выемки. При разработке выемки глубиной около 1 м вместо бульдозеров и скреперов более эффективным может оказаться использование экскаваторов с ковшом емкостью до 0,4 м3 или тракторных погрузчиков. Выемку глубиной свыше 1,5 м целесообразно разрабатывать более мощными экскаваторами, работающими в комплексе с автосамосвалами.
При производстве планировочных работ механизация должна быть комплексной. Для этого выбирают ведущую машину с учетом дальности перемещения грунта из выемки в насыпь, все остальные технологические процессы выполняют с помощью средств механизации, увязанных с ней по производительности. Например, комплексную механизацию на строительной площадке можно осуществить применением ведущих машин для срезки и перемещения грунта из выемки в насыпь (скреперы и бульдозеры) и комплектующих машин для послойного рыхления грунта в выемке, его разравнивания и уплотнения в насыпи (рыхлители, грейдеры, бульдозеры, уплотняющие катки). На расстояния до 100 м грунт перемещают бульдозерным комплектом, а на большие — скреперным либо экскаваторным.
Бульдозерный комплект составляют из нескольких бульдозеров, рыхлителей и уплотняющих катков (рис. 3.1). Эти механизмы последовательно выполняют рыхление грунта, его разработку и перемещение, разравнивание и уплотнение в насыпи. Количество механизмов и их тип выбирают в зависимости от средней дальности перемещения грунта и сменной производительности комплекта.
Скреперный комплект составляют из тракторного рыхлителя, одного или нескольких скреперов, бульдозера, машины для уплотнения грунта и трактора-толкача (рис. 3.2). Эти механизмы последовательно выполняют послойное рыхление грунта, его разработку и перемещение (скреперы), разравнивание и уплотнение грунта в насыпи. При работе прицепных скреперов на песках, плотных грунтах, а самоходных скреперов во всех случаях, используются тракторы-толкачи. Количество скреперов, обслуживаемых одним толкачом.
Рис 3.1. Схема комплексной механизации земляных работ при разработке грунта бульдозером: а — рыхление; б — срезка; в — транспортирование; г — разравнивание; д -уплотнение полуприцепным катком
Рис 3.2. Схема комплексной механизации земляных работ при разработке грунта скрепером: а — рыхление; б — набор грунта; в — транспортирование; г — разгрузка скрепера; д — разравнивание грунта в насыпи; е — уплотнение грунта катком
Марки механизмов и их количество выбирают в зависимости от средней дальности перемещения грунта и сменной производительности комплекта.
Экскаваторный комплект составляют из экскаватора, автосамосвалов, марка и количество которых зависят от мощности экскаватора и расстояния транспортирования грунта, бульдозеров, уплотняющих катков (рис. 3.3).
Эти механизмы выполняют разработку грунта в выемке при значительной ее глубине (более 1 м) с погрузкой в автосамосвалы и транспортированием в планировочную насыпь, перемещают и окучивают грунт в зоне действия экскаватора для удобства погрузки в автосамосвалы, разравнивают и уплотняют грунт в планировочной насыпи. Количество механизмов и их тип выбирают в зависимости от условии разработки грунта на строительной площадке и сменной производительности комплекта. Обычно экскаваторный комплект используют совместно с бульдозерным или скреперным в качестве дополнительного при значительном объеме разрабатываемого грунта.
Рис 3.3. Схема комплексной механизации земляных работ при разработке грунта экскаватором: а — разработка грунта экскаватором (прямая лопата) с погрузкой в транспортное средство; б — то же (обратная лопата); в — транспортирование грунта; г — разгрузка; д — разравнивание грунта бульдозером; е — уплотнение грунта катком
Ерофеев В.Т.
"Проектирование производства земляных работ"