На многих действующих водозаборах отсутствуют средства защиты от шуголедового воздействия, что свидетельствует о недооценке этого фактора как при проектировании, так и при эксплуатации. Поскольку полностью предотвратить влияние шуги на водозаборы пока не удается, заслуживают внимания практический опыт шугозащиты и способы, нашедшие применение на некоторых водозаборах.
Общеизвестные способы: подача пара и нагретой воды к водоприемным окнам, обратная их промывка, электрообогрев сороудерживающих решеток, обколка льда с устройством майны над оголовками и удаление шуголедовой массы с плавсредств, специальных мостков и трапов — направлены на устранение шуголедовых помех непосредственно у водоприемных окон и составляют первую группу способов. Ко второй группе относятся методы и средства, направленные на обеспечение раннего (с момента устойчивого похолодания) ледостава и предотвращения за счет этого проникания шуги в акваторию водоприемных устройств. Ниже кратко описан опыт применения различных способов на действующих водозаборах.
Непосредственно у водоприемных окон речных водозаборов борьба с шугой ведется с давних пор. Наиболее распространенным способом является обратная промывка сороудерживающих решеток. Длительное применение этого способа на водозаборах Кемерово, Омска, Барнаула, Томска и других городов показало, что он не всегда дает нужный эффект. Кроме того, при интенсивном шу-гоходе периодичность обратной промывки достигает иногда 2…3 ч, в результате чего возрастает расход воды на собственные нужды водопроводов, что сопровождается значительным снижением подачи ее потребителям. Эффективность обратной промывки может быть повышена за счет создания импульсных токов воды в самотечных линиях. Для импульсной промывки достаточно установить в береговом колодце, на концах самотечных линий, стояки того же диаметра, что и самотечные линии, и присоединить их к вакуум-насосу.
Нашедшие немалое распространение способы: электрообогрев, гуммирование стержней решеток, установка деревянных решеток на период шугохода, — предотвращая решетки от обмерзания, не защищают все же водоприемные отверстия от закупорки, шугой. К тому же электрообогрев не может остановить уже начавшийся процесс обмерзания, в связи с чем система обогрева должна включаться заблаговременно, до ожидаемого переохлаждения воды. При исправной работе системы электрообогрева решеток на водозаборах нередко создаются критические ситуации: уровень воды в водоприемных камерах береговых колодцев снижается настолько, что происходят срыв вакуума насосов и остановка насосных станций. Единственной мерой борьбы с шугой в таких ситуациях остается механическая очистка решеток баграми. Насколько это трудоемко (и не безопасно!), подтверждает опыт эксплуатации водозабора ТЭЦ Горь-ковского автозавода. В периоды шугохода на оголовке здесь круглосуточно работала бригада из 20…25 чел. В критических ситуациях нередко использовали, кроме того, водолазов.
В литературе можно встретить рекомендации по прочистке сороудерживающих решеток на оголовках механическими граблями с гидродомкратом, устанавливаемым внутри оголовка, а на береговых водоприемниках и крибах — граблями с электроприводом. Эти устройства сложны и не получили распространения в коммунальном водоснабжении. Они могут применяться для очистки решеток от мусора, но не от шуголедовых отложений, с которыми чаще приходится иметь дело.
Для повышения надежности указанные способы целесообразно применять в сочетании с другими, проверенными на практике, предотвращающими проникание шуги к водоприемным окнам. Это в основном следующие: снижение скорости входа воды в водоприемные окна; сброс нагретой воды вблизи водоприемных окон; создание во-довоздушных завес.
Рис. 52. Шуголедовая обстановка на Оби у водозабора Барнаула (ноябрь 1972 г.)
1 — водоприемный оголовок; 2 — береговой колодец
Рис. 53. Графики изменения температуры воздуха (I) и производительности Барнаульского водозабора (2) (ноябрь 1972 г.)
Снижение скорости применяется на водозаборе Барнаула (Обь). Водозабор Барнаульского водопровода представлен русловым оголовком бункерного типа с двусторонним входом воды. Двумя самотечными линиями диаметром 1200 мм и длиной 81 м оголовок соединяется с береговым колодцем (рис. 52). Для обратной промывки самотечные линии соединены с напорными трубопроводами. Водозабор ежегодно в течение 15…20 сут в ноябре испытывает влияние шуги. В начале периода устойчивого похолодания на участке расположения водозабора, как показано на рис. 52, образуются забереги, которые из-за большой скорости течения нарастают очень медленно и долго не доходят до оголовка. По мере подсоса шуги к водоприемным отверстиям уровень воды в береговом колодце начинает резко снижаться. Проведенные ранее на этом водозаборе испытания обратной промывки не дали положительных результатов. При обратном потоке воды происходит локальный прорыв шу-гового массива у водоприемных окон, а большая часть площади водоприемных отверстий не освобождается от шуги, в связи с чем от обратной промывки пришлось отказаться. Сейчас при угрожающем (в отношении устойчивой работы насосов) снижении уровня воды в береговом колодце выключается из работы один из насосных агрегатов, тем самым снижается производительность водозабора и, следовательно, уменьшается скорость входа воды в водоприемные отверстия. Затем под воздействием руслового потока шуговой припай отрывается от оголовка, улучшая доступ воды в водоприемник. В связи с этим уровень воды в береговом колодце повышается, а насос снова включается в работу. При последующих снижениях уровня процесс повторяется. На графиках (рис. 53) показано изменение температуры воздуха и производительности водозабора в период осеннего шугохода 1972 г. Как видно, в отдельные сутки снижение производительности достигает 50 % расчетной. Безусловно, данный способ не отвечает требованиям бесперебойности водоснабжения и применим лишь как крайняя мера предотвращения полной остановки водозабора. Задача предотвращения влияния шуги путем снижения входных скоростей успешно решается применением фильтрующих оголовков.
Сброс нагретой воды у водоприемных окон практикуется на одном из водозаборов Норильска (Норилка) и Рубцовска (Алей). В особо суровых климатических условиях Норильска (среднегодовая температура воздуха — 8,4 °С, средняя продолжительность периода отрицательных температур 252 дня в году) подогрев воды оказался единственно надежным способом защиты водозабора. Нагретая вода к водозабору подается от ТЭЦ по трубопроводу диаметром 500 мм и сбрасывается в подводящий канал в непосредственной близости от водоприемных окон. При этом одновременно решаются две задачи: защита решеток от шугольда и предотвращение перемерзания наружных трубопроводов, выполненных поверхностной прокладкой. Подача тепла к водозабору регулируется исходя из того, что температура воды в контрольной точке на сети не должна быть ниже 0,007… 0,01 °С. В аварийных случаях, когда тепла от ТЭЦ недостаточно, осуществляют дополнительный подогрев подаваемой в сеть воды установленными на водозаборе электроподогревателями.
На водозаборе Рубцовска в ноябре 1971 г. водоподводлщая галерея и водоприемная камера берегового колодца были почти полностью забиты тугой. Вода в водоприемную камеру в небольшом количестве поступала лишь через низкий проход под слоем шуги в водоподводящей галерее (рис. 54). При этом плоские сетки быстро забивались шугой. Поскольку специальных мер защиты водозабора от шуги не было предусмотрено, остановка его оказалась неизбежной. В возникшей ситуации прежде всего были приподняты сетки до нижнего уровня шуги в водоприемной камере (сетки стали выполнять роль шугоотбойных щитов). Одновременно в результате срочно принятых мер была обеспечена подача нагретой воды и сжатого воздуха к водоприемным окнам. За счет таяния шуги высота прохода для воды в галерее увеличилась, и водозабор был введен в работу. В течение нескольких суток удалось таким способом полностью освободить от шуги галерею и водоприемную камеру. К этому времени перед плотиной образовался устойчивый ледяной покров, в результате чего транзит шуги к водозабору прекратился.
Рис. 54. Водозабор на р. Алей
1 — водоприемник в теле плотины; 2 — водоподводящая галерея; 3 — водоприемная камера; 4 — камера всасывания; 5 — плоская сетка; 6 — всасывающий трубопровод
Аналогичная шуголедовая ситуация на этом водозаборе повторилась весной 1972 г., когда после вскрытия реки и последующего резкого снижения температуры воздуха на реке образовался интенсивный шуго-ход. Благодаря наличию ранее испытанных средств и опыта борьбы с шугой на этот раз удалось предотвратить остановку водозабора. Для борьбы с шугой на ковшовых водозаборах некоторыми проектами предусматривался сброс отработанной теплой воды в реку выше по течению (водозаборы на реках Томь, Ангара и др.). Опыт эксплуатации показал нецелесообразность такого метода, так как большая часть теплой воды при этом из-за поперечных циркуляции на входе в ковш отдает тепло речному потоку, не входящему в ковш. Теплую воду рекомендуется сбрасывать во входную часть ковша или непосредственно у водоприемных окон. Но, поскольку данное средство, предотвращая образование внутриводного льда, не исключает все же забивания ковша шугой (например, при щугозажорах), более целесообразным средством шуго-защиты считают ускорение ледостава в ковшах.
Водовоздушпые завесы для борьбы с шугой на оголовках испытаны на водозаборах Тюмени (р. Тура), Павлодара (р. Иртыш) и др. Воздух от компрессора подводится с берега к оголовку по трубопроводу или по шлангу и выходит через дырчатую трубу в виде сплошной завесы. Труба закрепляется у нижней грани водоприемных окон под углом к речному потоку. Применение данного способа позволило значительно сократить число обратных промывок. Аналогичный способ защиты испытан на водохранилищном водозаборе в Челябинске. В 1972 — 1976гг. способ пневмозащиты оголовков был испытан на водозаборах из Оки в Рязани и Горьком и из Оби в Барнауле и Новосибирске. Надо отметить, что попытки применить этот способ предпринимались и ранее, но теоретическое и практическое обоснование, данное В. В. Одинцовым и Т. В. Колесниковой [20], позволило расширить масштабы его применения. Сущность способа заключается в создании водовоздушной завесы, ограждающей акваторию водоприемника (рис. 55). Для этого по дну реки на некотором удалении от водоприемных сооружений укладывают перфорированные воздухопроводы диаметром 50…100 мм с отверстиями 2…4 мм и с шагом примерно 25 см. Конструктивные и технологические параметры системы пневмозащиты принимаются на основе соответствующих расчетов. Сжатый воздух, выходя из перфорированных труб, создает зону восходящих потоков, которые выносят шуголедовые массы на поверхность воды, предотвращая их вовлечение в водоприемные окна. При этом вертикальная составляющая скорости потока в реке (U) должна быть больше ее горизонтальной составляющей (va) и должно выполняться соотношение U>Kva (где К — опытный коэффициент, зависящий от скорости и ледонасыщенности потока).
Рис. 55. Водоприемный оголовок с системой пневмозащиты от шуголе-дового воздействия
1 — воздуховоды перфорированные; 2 — понтон из стальных труб; 3 — самотечная галерея; 4,5 — водоприемный оголовок
Согласно натурным наблюдениям на Оке, при средней скорости течения уа = 0,5 м/с и глубине потока Н = = 3,5 м хороший эффект шугозащиты достигается при расходе воздуха qB=l м3/мин на 1 м, при этом К=1,54. На границе зоны распространения водовоздушных потоков смерзшиеся массы шуги легко разрушаются и отклоняются при движении в стороны от водоприемника.
Применение этого способа даже на крупных водозаборах (QB до 14 м3/с) обеспечивает бесперебойную работу водоприемных устройств. Система пневмозащиты не представляет особой сложности, монтаж ее не требует остановки водозаборов и не препятствует судоходству. Благодаря этому способ пневмозащиты широко применим не только на вновь проектируемых, но и на действующих водозаборах.
И все же, если описанные выше способы по каким-либо причинам неприменимы или ни один из них не дает положительного результата и закупорка водоприемных окон оказывается неизбежной, как это было в Омске, Павлодаре, Новосибирске, вынужденно приходится прибегать к расчистке решеток вручную, с помощью водолазов. В некоторых случаях (Тюмень, Павлодар, Новосибирск) для этой цели успешно применялись речные суда, винтами которых шуга отгонялась от водоприемных окон.
Известный из литературы способ борьбы с шугой с помощью коробов, устанавливаемых над водоприемными окнами, не получил на практике большого распространения.
Рис. 56. Шугоотбойная запань на водозаборе Омска (р. Иртыш)
1 — запань; 2 — деревянные погружные щиты; 3 — стальные трубы; 4 — водоприемные оголовки; 5 — береговой колодец; 6 — насосные станции; 7 — фи-ксирующие железобетонные якоря; 8 — тросы крепления
Анализ используемых средств борьбы с шугой в непосредственной близости от водоприемных окон и опыта их применения показывает, что эти средства не обеспечивают требуемой бесперебойности водоснабжения. Это заставляет отдавать предпочтение способам борьбы на дальних подступах к водозаборам. Эта задача успешно решается за счет раннего ледостава в акватории расположения водоприемников. Известно, что ранний ледостав надежно обеспечен на ковшовых водозаборах. Дополнительное ускорение ледостава в ковшах достигается установкой шугоотбойных запаней. Запани из брусьев успешно применяются, например, в ковше Кемеровской ТЭЦ на Томи. Следует заметить, что запань, установленная непосредственно на входе в ковш, не исключает подсос шуги в него. Намерзая при этом на нижней поверхности льда в начале ковша, шуга стесняет поток и может повлечь резкий спад уровня воды у водоприемника. В этом отношении более надежным является строительство шугоотбойных шпор, исследованных А. С. Образовским. Такие шпоры успешно действуют на ковшах в Новокузнецке, Междуреченске (Томь), Осинниках (Кондома), Новосибирске (Обь). Наблюдения на новосибирском ковше показали, что ледостав за шпорами образуется при первых заморозках, причем припай льда вдается в русло реки на 30…40 м, надежно защищая вход в ковш от проникания шуги (рис. 49).
Значительно сложнее осуществить ускорение ледостава в руслах рек на водоприемных оголовках. Поэтому большинство действующих оголовков практически остается незащищенным от шуги. Вместе с тем из практики известны факты применения шугоотбойных запаней не только в ковшах, но и на оголовках. Например, ранее запани применялись, по данным Н. С. Макерова, на русловых водозаборах некоторых промышленных предприятий Барнаула (Обь), Семипалатинска (Иртыш), Иркутска (Ангара).
Рис. 57. Шуголедовая обстановка на р. Томь у водозабора Кемерово (а — ноябрь 1971; б — ноябрь 1972 г.) 1 — водоприемный оголовок; 2 — береговой колодец, совмещенный с насосной станцией; 3 — хлысты деревьев; 4 — запань; 5 — опора; 6 — тросы крепления
На водозаборе Волгоградского тракторного завода была испытана запань, выполненная из листов железа, загнутых в виде полуцилиндра. При этом установлено, что даже при больших колебаниях уровня воды в нижнем бьефе ГЭС запань (после конструктивного усовершенствования ее) может значительно облегчить работу водозабора. Длительное время запани применялись также на Омском водозаборе для защиты от шуги русловых оголовков. Устройство и принцип действия этих запаней описаны М. Р. Каиповым и В. И. Рабиновичем и видны из рис. 56. В 1971 г. этот же способ защиты был применен на водозаборе в Кемерово (Томь). Запань здесь не имела глубинных щитов, как в Омске, а представляла собой плавающую плеть длиной 50 м из деревянных брусьев. На прицепе к катеру плеть выводили в русло и закрепляли тросами на обоих берегах реки. Наличие запани обеспечивало ранний ледостав в прибрежной части русла. Проведенные наблюдения показали, что кромка льда, вдающаяся в русловый поток, полностью оттесняет шугу. К сожалению, эта кромка не доходила до оголовка и водоприемные окна интенсивно забивались шугой. Как противоаварийная мера с кромки льда в поток выдвигали на 8…10 м хлысты деревьев, которые в течение суток обеспечивали образование ледяного покрова толщиной 10…15 см последовательно на полосах I — IV (рис. 57, а). Таким образом за 4 сут удалось нарастить кромку льда примерно в 35 м и полностью оттеснить шуговой поток от оголовка. Благодаря этому за две недели до полного ледостава на реке влияние шуги на водозабор было исключено. Для сравнения можно отметить, что расположенный в аналогичных условиях в нескольких километрах ниже по течению реки другой оголовок, не защищенный запанью, в то же самое время интенсивно забивался шугой и в связи с этим его приходилось промывать обратным током до 4…5 раз в сутки. Неудачный опыт 1971 г. был учтен, и в последующем, устанавливая запань под углом 135 ° к потоку (рис. 57,6), исключили влияние шуги, хотя шуголедовая обстановка на реке была не менее тяжелой.
Рис. 58. Применение плотов для ускорения ледостава на малых реках
1 — крепежный трос; 2 — береговые якоря; 3 — легкие плоты из досок, хвороста и др.; 4 — зона раннего ледостава в акватории водоприемника; 5 — водоприемный оголовок
Этот же способ был испытан на городском водопроводе Барнаула и на одном из водозаборов г. Горького. В отличие от рассмотренного выше запани в г. Горьком устанавливали ниже оголовков по течению реки, они представляют собой однорядную цепь бревен без забральной стенки. Одним концом запань крепится на берегу ниже оголовка, а вторым — в русле реки. В начале периода ледообразования, когда шуга находится на поверхности потока, она улавливается запанью и быстро смерзается, образуя сплошной ледяной покров.
Рис. 59. Шуголедовая обстановка на р. Леонидовка у водозабора Поронайска
1 — береговой водоприемник; 2 — плетни; 3 — запань
Во всех случаях шугоотбойная запань готовится на берегу и устанавливается на место в предледоставный период. При этом транспортирование ее к месту установки на крупных реках может осуществляться катером, а на мелких — трактором с противоположного берега. С образованием устойчивого ледостава на реке лед вокруг запани обкалывают и она вытаскивается на берег. В аварийных ситуациях в качестве шугоотбойных средств применяли также речные суда (лихтеры), которые устанавливали под углом к потоку выше оголовков по течению реки (рис. 48) и обеспечивали тем самым ранний ледостав. Эта задача может быть решена также путем применения облегченных плотов (рис. 58).
На мелководных реках шугоотбой может осуществляться более простыми средствами. Например, на о-ве Сахалин некоторые водозаборы успешно защищают плетнями из хвороста, выставляемыми в русле реки накануне щугохода. Плетни располагают под углом к потоку, как показано на рис. 59, а. На одном из этих водозаборов построена стационарная шугоотбойная железобетонная запань (рис.59, б). На береговых водоприемниках в качестве шугоотбойных устройств могут применяться также шпоры из каменной наброски, возвышающиеся на 0,5…1 м над минимальным горизонтом шугохода.
Для предотвращения непредвиденных шуголедовых осложнений на водозаборах, способных повлечь большой материальный ущерб, следует предусматривать сомест-ное применение нескольких способов, например шугоотбойные запани на оголовках совместно с электрообогревом и обратной промывкой сороудерживающих решеток.
Окончательное решение задачи защиты водозаборов от шугольда может быть достигнуто на основе дальнейших исследований наиболее совершенных способов борьбы с шугой в сочетании с применением усовершенствованных конструкций водоприемников (фильтрующие оголовки, оголовки с вихревыми аванкамерами и др.).
Порядин А. Ф.
“Устройство и эксплуатация водозаборов”